Теория и практика дошкольного воспитания накопила большой опыт по использованию аппликации в целях развития у детей чувства красоты, совершенствования знаний о форме, окраске, пространственном расположении предметов на плоскости бумаги, развитии у них ручных умений и художественного вкуса.

Еще в детских садах дореволюционной России (платных, фребелевского общества, общества содействия первоначальному воспитанию детей) широко практиковалось вырезание и наклеивание фигур из бумаги. Такие занятия были включены в «Руководство для устройства детских садов», изданное А. С. Симонович в 1887 г.

Для организации занятий по аппликации в России использовались методические пособия, созданные русскими и зарубежными авторами. Среди них особый интерес представляет пособие К. Цветкова «Первые работы для маленьких пальчиков» (в 4 книжках, 1907 г.), Ю. И. Фаусек «Бумажное царство» (1912 г.), Е. Коротковой «Как вырезать из цветной бумаги» (1913 г.) и др. Из переводных работ была популярна книга Гирке и Давидсон «Детская жизнь в трудах и забавах» (перевод с немецкого, 1913 г.), Л. Плестед «Ручной труд и его место в воспитании раннего детства» (перевод с английского, 1915 г.)

В этих пособиях представлены аппликации для вырезания детьми силуэтов по нарисованному контуру или трафарету. Многие рекомендации предусматривают использование копировальной бумаги для перевода контуров фигур. Поэтому аппликация как изобразительная деятельность использовалась для приобретения детьми практических, трудовых умений по работе с бумагой и ножницами в процессе механических упражнений. Тем самым значение аппликации в художественном воспитании ребенка отодвигалось на задний план.

В конце XIX — начале XX в. в детских садах России большое распространение получила система занятий Ф. Фребеля, основанная на создании геометризированных комбинаций из квадратной бумаги путем ее многократного сгибания на части и получения на сгибах разных выемок, срезов разной конфигурации (без опоры на конкретное предметное изображение). При развороте такой заготовки после вырезания получалась фигура, красота которой достигалась правильным, ритмичным чередованием и повторением абстрактных форм от середины к углам и сторонам. Фребель считал квадрат самой совершенной формой, он разработал принципы его деления и вырезания для получения разных формальных эффектов, имевших название «формы красоты». Систему Ф. Фребеля еще до революции подвергли глубокой критике прогрессивные русские педагоги: А. С. Симонович, Е. П. Смидович, Е. И. Водовозо-ва и др. Они отмечали мистически-идеалистическое обоснование фребелевских занятий, их надуманную последовательность, механистичность и сухость. Эти занятия превращались в скучную систему упражнений ради отработки движений руки и глаза на отвлеченном для малыша геометрическом содержании.

Однако сам принцип вырезания форм после предварительного сгибания заготовки на части до сих пор используется в процессе изображения многих предметов симметричного строения (бабочки, листья, цветки, фигуры животных, человека).

В 20—30-е гг. XX в. под влиянием теории «свободного воспитания», основанной на утверждении спонтанности процесса детской деятельности, в практике детских садов роль воспитателя в руководстве изобразительной деятельностью детей, в том числе и аппликацией, сводится к минимуму. Это было связано с переоценкой детских творческих возможностей. Например, считалось, что в аппликации достаточно дать ребенку ножницы и цветную бумагу, чтобы он в процессе «свободного кромсания» мог проявить свой творческий потенциал.

Многие передовые педагоги того времени (К. М. Лепилов, Н. П. Ткаченко и др.), видя беспомощность детей в таком «свободном кромсании», рекомендовали воспитателям показывать на занятиях приемы вырезания, разработали образцы для воспроизведения их дошкольниками в аппликации.

Несмотря на то что методика организации обучения детей аппликации в пособиях этих авторов раскрыта недостаточно полно, ценно само указание о необходимости руководства со стороны воспитателя развитием детской изобразительной деятельности. Эти рекомендации затем легли в основу разработки вопросов обучения изобразительной деятельности в детском саду, осуществленной Н. П. Сакулиной, И. Л. Гусаровой, Т. Г. Казаковой и др.

В методических пособиях В. И. Паллон, Е. А. Коссаковской, Л. Г. Суховской и др. были определены и сформулированы основные задачи и последовательность обучения аппликации в младшей, средней и старшей группах (См.: Суховская Л.Г., Паллон В.И. Вырежи и наклей. — М., 1954; Паллон В.И. Занятия аппликацией в средней группе детского сада // Педагогические чтения: рисование, лепка и аппликация в детском саду. — М., 1955).

В. И. Паллон разработал последовательность обучения детей приемам вырезания без предварительной прорисовки контура изображения. Сначала они должны были упражняться в вырезании на глаз по прямой линии, а затем по кругу и плавным кривым. При этом автор подчеркивает, что прочное усвоение этих приемов зависит от того, насколько воспитатель умело изменяет содержание занятий, поддерживает интерес ребенка к работе с бумагой и ножницами.

Такая последовательность обучения в соответствии с программными требованиями нашла наглядное выражение в альбоме для воспитателей детских садов, созданном В. И. Паллон в соавторстве с Л. Г. Суховской,— «Аппликация в детском саду» (1960 г., 1964 г.). Его материалы затем были включены в альбом под тем же названием авторов Л. Г. Суховской и А. А. Грибовской в дополненном виде (1980 г., 1984 г.).

Перечисленные пособия и альбомы по аппликации последовательно раскрывают перед воспитателями содержание и приемы обучения детей сначала выкладыванию и наклеиванию готовых форм (младшая группа), а затем вырезанию геометрических фигур, реальных предметов из отдельных частей (средняя группа), и, наконец, прием симметричного и силуэтного вырезания (старшая и подготовительная к школе группа). Много образцов представлено по декоративной, сюжетно-тематической аппликации, предлагаются элементы для оформления помещений детского сада к праздникам (Г. Н. Пантелеев и др.).

Глубокое теоретическое обоснование значения аппликации во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, разработка последовательности в обучении аппликации в разных возрастных группах были даны в пособии И. Л. Гусаровой «Аппликация в детском саду» (1968 г.). Автор практически показал пути применения разных методов и приемов овладения техникой аппликации на конкретном содержательном материале, исходя из особенностей усвоения детьми приемов вырезания, раскладывания, наклеивания.

В книге И. Л. Гусаровой аппликация рассматривается как важное средство эстетического воспитания дошкольников, формирования их конструктивных, творческих способностей и эстетического вкуса. Такая направленность аппликационных занятий выделяется в пособиях и альбомах других советских авторов: Лоотсар Е. Э. Аппликация в детском саду: Альбом.— М., 1967; Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду.— М., 1977; Косминская В. В., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей.— М., 1981.