В группах детей третьего года жизни занятия по аппликации не предусмотрены «Программой воспитания и обучения в детском саду». Поэтому работа воспитателя главным образом направляется на подготовку каждого ребенка к овладению новым видом изобразительной деятельности в процессе игр с элементами плоской мозаики. Эти элементы воспитатель вырезает из плотной бумаги либо картона в виде несложных силуэтов отдельных предметов или их частей в форме прямоугольника, треугольника, круга, желательно ярких расцветок (красный, синий, зеленый, желтый).

Во время игр-занятий подгруппа из четырех-пяти детей под руководством воспитателя учится раскладывать фигуры в определенном порядке, составлять силуэт предмета из двух-трех частей, соотносить их по форме, окраске, величине, пространственному расположению. Воспитатель своим примером побуждает детей к действиям с различными фигурами. Он садится вместе с детьми за стол, берет фигуры и начинает их раскладывать, поясняя свои действия: «Сделаю дорожку. Возьму один зеленый квадрат, к нему положу еще один такой же, потом еще. Вот какая получилась прямая, длинная дорожка. По ней побежит зайчик. Вот он». Тут же привлекает одного из детей к обыгрыванию действия: «Возьми зайчика и покажи, как он побежит по зеленой дорожке — прыг-скок». Каждому ребенку нужно дать возможность поиграть с зайчиком, провести его по дорожке, а воспитатель в это время приговаривает: «Вот как зайчик бежит по прямой дорожке».

В следующий раз педагог вместе с малышами составляет из частей домик для куклы, организуя игровую ситуацию: приходит кукла, просит детей сделать для нее домик. Она говорит, что у нее есть квадрат, треугольник и еще маленькие квадратики для окон. Начинается рассматривание фигур, отмечается их название, цвет. Воспитатель говорит: «Поможем кукле Кате. Сделаем для нее домик, в котором она будет жить». Затем, привлекая к действию детей, взрослый ставит квадрат — стены дома, потом треугольник — крышу и ряд окон. Участие детей заключается в том, что они подают воспитателю отдельные детали. Он тут же уточняет их форму, цвет и назначение: «Подай, пожалуйста, зеленый треугольник. Это у нас будет крыша домика» и т. д.

Постепенно дети приучаются выполнять отдельные задания по указанию взрослого: «Разложи красные шарики друг за другом на полоске», «Подбери большие и маленькие флажки».

Из бумаги с ворсистой поверхностью создаются элементы мозаики для составления несложных узорных композиций, основу которых составляют геометрические фигуры (круги, квадраты) или растительные формы (листья, цветы, ягоды). Воспитатель показывает приемы ритмичного повторения на полосе разных элементов, раскрывает возможности их чередования по цвету, форме, величине: красный кружок, потом синий кружок, опять красный и синий; большой красный цветок и маленький зеленый листок, затем еще такой же красный цветок и зеленый листок и т. д.

При повторении за взрослым узорных композиций необходимо поощрять самостоятельность ребенка в выборе и сочетании элементов, обращать его внимание на красоту компоновки, на яркость и разнообразие форм.

Другой набор мозаики должен быть сюжетного характера. Для этого вырезают цветные силуэты знакомых детям образов, персонажей из сказок, песен, мультфильмов. Воспитатель вместе с детьми разыгрывает сценки на сюжет песенки или сказки. Например, интересно можно организовать занятие на тему песни «Вышла курочка гулять».

Для занятия готовится большой зеленый лист ворсистой бумаги — лужок и силуэты курочки, цыплят, цветов, жуков. На зеленый лужок сначала накладывают силуэт курочки. В пространстве листа размещают яркие цветы, жуков. Воспитатель побуждает детей к разнообразным действиям с предметами: они передвигают фигуры, то сближая их, то отдаляя. При этом малыши повторяют за взрослым слова знакомой песенки:




Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки




Цыплята на лугу появляются по одному и располагаются вокруг силуэта курочки. Затем воспитатель говорит: «Разбежались цыплята по лугу, щиплют травку, рассматривают красивые цветы — красные, синие, желтые, а потом опять бегут к маме-курочке. Она зовет их: кво-кво-кво».

В соответствии со словами воспитателя дети совершают те или иные действия: раскладывают по всему листу цветы, располагают между ними цыплят или помещают их друг за другом либо противопоставляют друг другу (бегут навстречу, разбегаются в разные стороны), закрепляя эти действия в речи.

Используя фигуры зверей, можно разыграть сценки из сказки «Колобок», показать, как он катится по дорожке, как встречается с зайцем, волком, медведем, лисой, какую он поет им песенку.

Воспитатель предлагает детям поместить колобка на линию дорожки, рядом с ним расположить друг за другом силуэты зверей (в последовательности их появления по тексту). Малыши вместе с воспитателем воспроизводят диалог колобка с персонажами сказки, передвигая их по поверхности бумаги и создавая различные ситуации: поворачивают фигуры друг к другу, устанавливают порядок их появления и показывают, как они уходят. Здесь важно активизировать каждого ребенка, дать ему то или иное игровое задание: «Покажи, как колобок катится по дорожке», «Спой песенку колобка, а остальные дети, подпевайте», «Помести зайца около колобка и покажи, как они идут навстречу друг другу» и т. д.

Игры с мозаикой должны включать также задания, которые требуют от ребенка умения составить предмет из отдельных частей. Формулировка задания помогает правильно отобрать части, соединить их между собой, сочетая форму, цвет: «Составь мячик из двух половинок красного и синего цвета» (сочетание цветов каждый раз должно варьироваться); «Сделай башенку из больших и маленьких кружков», «Составь гирлянду из разных по цвету круглых бусинок — красных и зеленых (синих и желтых и т. д.)»; «Укрась елочку шариками — большими и маленькими, красными и желтыми»; «Надень красные шляпки грибов», «Расположи флажки на ниточке друг за другом».

Итак, выполняя задания, ребенок учится подчинять свои действия указанию воспитателя, правильно и целенаправленно отбирать формы, соотносить их по цвету, величине, дифференцировать и называть цвета, формы, величинные соотношения (по признаку контрастности), располагать в указанном порядке. И все это делается в непринужденной, игровой исполнительской форме.

Основная цель этих упражнений: воспитать у детей интерес к действиям с вырезанными фигурами, вызвать желание самостоятельно сделать из них какие-то предметы, составить простейшие комбинации.

Такие игры-занятия с мозаикой проводятся примерно один-два раза в месяц во второе полугодие, когда у малышей сформируется сенсорный опыт, обогатятся знания об окружающих предметах и средствах их образной передачи.