Основные программные задачи по аппликации в группе детей седьмого года жизни предусматривают умение более точно вырезать как геометрические формы, так и силуэты реальных предметов, добиваясь их сходства с натурой. Эти объекты должны отражать широкий аспект предметного окружения ребенка (цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, разнообразные строения, средства передвижения, образы птиц, животных, насекомых, рыб и т. д.).

Ребята должны научиться целенаправленно использовать в аппликации разную технику вырезания, исходя из особенностей формы, строения предметов. Так, из отдельных частей они создают постройки, разные виды транспорта, некоторые игрушки. Прием симметричного вырезания применяется при изображении цветов, листьев, бабочек, людей. Вырезая силуэты на глаз, можно получить изображения разных видов рыб, птиц, зверей.

Свободное владение разными приемами и способами обработки бумаги, умелое сочетание цветов и форм позволяют дошкольникам широко и творчески передавать в аппликациях различное содержание предметного, сюжетно-тематического и декоративного характера.

В начале учебного года занятия с детьми в подготовительной группе направлены на закрепление усвоенных знаний и умений в области аппликации. Ребята отражают свои впечатления о лете, осенних изменениях в природе. В качестве образца широко используются натуральные предметы для более правильного и точного изображения их свойств. Дети учатся определять на глаз особенности реальной формы, строения, окраски, при вырезании плавно осуществляют переход от одной части фигуры к другой, отражают не только типичные, но и характерные особенности объектов (помидор, гранат, груша, баклажан, стручки перца, гороха, ягоды клубники, малины — рис. 57). Очень важно правильно подбирать цвет заготовок для вырезания овощей, фруктов, ягод, для выделения их основных частей и деталей, чтобы детям легче было отражать реальные признаки. Так, для изображения помидора используют оттенки красной бумаги, а плоды граната вырезают из густо-розовой бумаги (кора) и темно-красной (спелые зерна). Здесь цвет наряду с формой выступает как характерный признак предмета.

Рис. 57. Фрукты и овощи

Фрукты и овощи

Детям подготовительной к школе группы можно дать задание на передачу строения предмета в разрезе. В этом отношении характерно вырезание силуэтов цитрусовых (апельсина и лимона — рис. 58 — верхняя часть). Прежде всего необходимо точно передать в аппликации форму и цвет, а затем и расположение долек по принципу центрально-лучевой симметрии. Такую аппликацию выполняют с натуры.

Рис. 58. Лимоны и апельсины с дольками. Трудолюбивый ежик готовится к зиме

Лимоны и апельсины с дольками. Трудолюбивый ежик готовится к зиме

Как и в какой последовательности это делается?

Для апельсина готовят три квадрата разного размера и окраски: 7×7 см (два оранжевых); 6×6 см (белый) и 5×5 см (оранжевый). Из двух первых заготовок надо одновременно вырезать два одинаковых круга приемом парного изображения. Так получают целую форму апельсина и внешний ободок разрезанной части. Затем из оставшихся квадратов дети вырезают еще два круга. Белый круг наклеивают на второй оранжевый с небольшим смещением его от центра нижней фигуры. В последнюю очередь наклеивают дольки. Их вырезают из оранжевого круга диаметром 5 см путем рассечения на восемь частей (пополам четыре раза). Таким же образом изображают лимон в разрезе. Для этого изменяется лишь форма и окраска заготовки. У желтого прямоугольника закругляют одну сторону, а вторую при закруглении несколько суживают в виде кнопочки.

С натуры старшие дошкольники также могут вырезать грибы, отличающиеся разнообразием форм, окраски, декоративных элементов (сыроежки, лисички, подберезовики, подосиновики, белые грибы). Очень красочны мухоморы (рис. 59).

Рис. 59. Грибы

Грибы

Перед изображением грибов в аппликации воспитатель должен провести большую подготовительную работу, направленную на обогащение представлений каждого ребенка о грибах, их названиях, форме шляпок, ножек, окраске разных видов. Дети рассматривают их, группируют, учатся различать съедобные и ядовитые грибы.

При подготовке к занятию необходимо привлечь ребят к подбору бумаги соответствующего цвета, формы и величины для вырезания определенных видов грибов. Непосредственно на занятии дается возможность выбрать объекты для изображения, использовать те или иные приемы вырезания. Дети должны уметь передавать типичные формы и окраску шляпки, ножки, красиво сочетать их на цветной основе.

Приобретенный дошкольниками опыт изображения разных видов овощей и фруктов дает педагогу возможность учить их выполнять более сложные аппликационные задания в виде натюрморта, где требуется объединить несколько предметов, передать взаимосвязи между ними путем сопоставления по форме, величине, окраске, расположению на плоскости листа бумаги. В таком виде аппликации решается одновременно несколько задач, что требует наличия у ребенка развитого глазомера и художественного вкуса, умения свободно пользоваться разными приемами вырезания (конструктивным, симметричным, силуэтным).

Композиционное решение натюрморта предусматривает выделение основного изображения, доминирующего предмета, его сопоставления с остальными частями аппликации. Основной предмет помещают в центре или ближе к одной из сторон. Он должен выделяться по окраске, величине, конфигурации. Остальные объекты подчиняются центральной фигуре по окраске, величине, расположению.

Для натюрморта наряду с фруктами, ягодами, грибами вырезают вазы, корзины, кувшины. Они помогают объединить остальные предметы, композиционно и колористически завершить аппликацию. Для передачи красочности предметов применяют теплую или холодную гамму цветов, сопоставляют контрастные тона или гармонично сочетают близкие цвета с учетом разной светлоты и насыщенности тона.

Натюрморты должны передавать определенные тематические связи между предметами, отражать содержание наблюдений за окружающей природой. Поэтому в натюрмортах следует четко выражать признаки определенного сезона. Так, осенью создают аппликации: «Осенний натюрморт», «Осенние мотивы», «Осень».

На рис. 58 (нижняя часть) и 60 предложены варианты аппликаций с осенней тематикой. Это: корзина с грибами, ваза с листьями и гроздьями рябины; трудолюбивый еж, который активно готовится к зиме, запасая плоды щедрой осени.

Рис. 60. Варианты осеннего натюрморта

Варианты осеннего натюрморта

Варианты решения задания воспитатель оговаривает вместе с детьми в начале занятия. Вопросы должны активизировать поисковую деятельность каждого ребенка, направлять его внимание на творческое осуществление задания. Это положение особенно важно при проведении итоговых занятий, когда происходит закрепление у детей знаний и представлений о временах года, совершенствуется умение изображать различные предметы.

Например, аппликация на тему «Осень» может иметь разное содержание. Это уточняется в беседе непосредственно на занятии. Детям уместно задавать такие вопросы: «Какое сейчас время года? По каким признакам вы определили, что сейчас осень? Как можно показать осень в аппликации? Какие цвета бумаги нужны для изображения осени?»

Соответственно и ответы будут уточнять тематическое содержание аппликации: «Осень — это когда листья на деревьях желтеют или краснеют, они падают и покрывают дорожки в парке, тропинки в лесу… Осенью много фруктов, овощей. Колхозники собирают богатый урожай. Они везут его на машинах в город. На дорогах много машин с яблоками, арбузами, капустой… В аппликации можно показать, как машины, груженные овощами и фруктами, едут по дороге в город… Можно вырезать корзины с яблоками, поставленные в саду под деревьями… Я вырежу деревья с желтыми и красными листьями, которые падают на скамейки, дорожки парка… Осенью больше всего желтого, красного, коричневого цветов, а цветы самые разнообразные. Для аппликации нужна разноцветная бумага, чтобы показать, как красиво осенью… Осенью в солнечный день ярко-голубое небо. Поэтому надо взять такую же бумагу. На ней красиво выделяются красные, желтые, оранжевые, коричневые и еще зеленые листья».

Формированию творческих способностей ребенка способствуют также задания, связанные с отображением сказочного содержания в аппликациях типа «Терем-теремок», «Сказочный дворец». Здесь дети могут творчески применять запас знаний и навыков, более свободно трактовать образ, использовать яркие сочетания цветов, смело сопоставлять формы, декоративные элементы: башни, купола, крылечки, ставни, балконы. Большую помощь им оказывают специально подобранные иллюстрации, наборы разноцветной и разнофактурной бумаги, а также поощрение педагогом их самостоятельности в поиске путей решения задания и анализ результатов их творчества.

Один из вариантов выполнения аппликации «Терем-теремок» показан на рис. 62. Такая аппликация может служить украшением уголка для игр.

Рис. 62. Сказочный домик

Сказочный домик

Большую роль в развитии художественных и конструктивных особенностей детей подготовительной к школе группы играет изображение разных видов транспорта, которые создаются из отдельно вырезанных частей: «Грузовик», «Автобус», «Легковая машина», «Теплоход плывет по реке», «Самолет» и т. д. В процессе изготовления аппликации воспитатель раскрывает перед детьми возможности передачи специфических особенностей машин не только по окраске их основных частей, величины, но и по их назначению. Так, грузовики могут быть фургонами для перевозки молока, мебели, рефрижераторами с разной формой кузова, кабины, количеством и расположением колес. Для перевозки пассажиров используются многоместные автобусы, микроавтобусы, маршрутные такси, разные марки легковых машин (рис. 63).

Рис. 63. Машины

Машины

С детьми седьмого года жизни продолжается работа по овладению приемами создания симметричных изображений путем сгибания бумаги (бабочки, фигуры человека реальной и сказочной трактовки). На рис. 64—66 представлены образцы аппликаций, которые выполняют путем сгибания заготовки бумаги пополам с последующей детализацией изображения, дополнительным вырезанием и наклеиванием частей лица, одежды, украшений.

Рис. 64. Варианты декоративного оформления бабочек

Варианты декоративного оформления бабочек

Рис. 65. Снегурочка

Снегурочка

Рис. 66. Дед Мороз

Дед Мороз

Кроме того, дети учатся создавать аппликации приемами многократного сгибания бумаги по окружности несколько раз для передачи повторяющихся частей (цветы, снежинки). Из них получают предметные и декоративные композиции с последовательным усложнением приемов сгибания и вырезания отдельных элементов: четырех-, восьми-, трех-, шести- и пятилепестковые формы (рис. 67—70).

Рис. 67. Узоры из четырехлепестковых цветков и листьев на круге и квадрате

Узоры из четырехлепестковых цветков и листьев на круге и квадрате

Рис. 68. Узоры из многолепестковых цветков на круге и полосе

Узоры из многолепестковых цветков на круге и полосе

Рис. 69. Гвоздики и васильки

Гвоздики и васильки

Рис. 70. Шиповник расцвел

Шиповник расцвел

Для выполнения таких композиций каждый ребенок должен уметь красиво вырезать элементы, подбирать цвета, объединять их в узорной или предметной форме на прямоугольнике, квадрате, овале, многоугольнике, розете, а также силуэтах фартуков, платков, полотенец, подносов и т. д. Эти задания дети воспроизводят по образцу, варьируя элементы по цвету, величине, расположению, ориентируясь на словесную инструкцию воспитателя или по собственному замыслу. Особенно поощряются работы ребенка, в которых он проявляет много выдумки, творчества, фантазии.


Наиболее сложной программной задачей для детей является овладение умением вырезать на глаз силуэты сложных предметов (рыбы, птицы, звери). Например, постепенно усложняя конфигурацию частей, изменяя окраску, дети учатся вырезать образы реальных и сказочных птиц. Так можно научить детей наклеивать силуэты синички, пингвина, снегиря, попугая, обобщенно передавая особенности строения их тела, расположения и цветового взаимодействия отдельных частей. На рис. 71, 72 показано, как в общий силуэт вписываются отдельные детали. Можно создать и сказочную птицу в виде Золотого петушка или Жар-птицы (рис. 73). Здесь детям надо дать возможность реализовать свое представление о необычайно яркой, фантастической птице, украсить ее силуэт разными узорами, элементами.

Рис. 71. Пингвиненок. Синичка

Пингвиненок. Синичка

Рис. 72. Попугай. Снегирь

Попугай. Снегирь

Рис.73. Сказочные птицы: 1) Золотой петушок, 2) Жар-птица

Сказочные птицы: 1) Золотой петушок, 2) Жар-птица

Широко трактуя данное воспитателем задание, дети могут создавать целые картины, взаимосвязанные сюжетные аппликации. Они звучат примерно так: «Рыбки плавают в воде», «Воробьи клюют зерна», «Зайцы в лесу», «Весенняя песня скворца», «Золотая рыбка в бушующем море» (рис. 74, 75).

Рис. 74. Весенняя песня скворца

Весенняя песня скворца

Рис. 75. Рыбка в бушующем море

Рыбка в бушующем море

Особенно трудно детям передавать движение фигур. Для этого надо научиться трансформировать форму, приводить образ в динамическое состояние. Например, чтобы показать в аппликации бегущего в лесу зайца, его силуэт следует вытянуть по горизонтали, все части подчинить динамике движения, т. е. придать телу особый изгиб. Внимание ребенка фиксируется на особенностях такой трансформации: передние ноги вытягиваются вперед, а задние назад, уши прижимаются к спине, тело выгибается дугой (рис. 76). Такой анализ дается на основе рассматривания иллюстрации. Умение трансформировать форму закрепляется на других занятиях, когда дети выполняют задания типа «Белки прыгают с ветки на ветку», «Цирк зверей».

Рис. 76. Приемы вырезания сидящего и бегущего зайца

Приемы вырезания сидящего и бегущего зайца

Выбор темы позволяет детям самим определить количество персонажей, их позы, взаимосвязь друг с другом, место действия, композиционный и цветовой строй аппликации. Постановку и решение задач на занятиях воспитатель должен тесно связывать с уровнем развития изобразительных и технических умений каждого ребенка, кругом его интересов, общими задачами воспитания и развития детей данного возраста. Исходя из этого определяется объем аппликации, ее техническое и художественное совершенство.

В подготовительной к школе группе большое место занимают коллективные аппликации. В них усложняется характер выполнения заданий по содержанию и по техническим приемам передачи изображения, а также предоставляется детям большая самостоятельность в выборе материала, в трактовке темы. Старшие дошкольники способны творчески решить задание, проявить инициативу, выдумку, оказать помощь своим товарищам, сообща решить поставленные задачи. Поэтому формулировка задания должна давать простор развитию детской фантазии, способствовать применению объема знаний и умений для отражения явлений окружающей природы, общественной жизни, содержания литературных произведений. Этим особенностям отвечают темы: «На стройке», «Сказочный город», «На экране цветного телевизора», «Дно морское», «Лебединое озеро», «Пингвины на льдине», «Карусель», «Цирк зверей».

Коллективная аппликация «На стройке» (рис. 77) должна отразить процесс современного строительства домов, использование различных технических средств: машин, подъемных кранов, экскаваторов. В ходе работы дети обязательно должны сопоставлять части композиции по цвету, величине. Воспитатель следит, чтобы они правильно размещали и составляли отдельные предметы, сочетая их с другим предметным окружением. Можно показать, например, как вырезать окна дома, чтобы сразу получить раму со стеклами. Для этого берут два прямоугольника или квадрата разного цвета и размера. Меньшую фигуру разрезают по длине на две неравные части. Затем их наклеивают на другую форму заготовки, так, чтобы со всех сторон остались одинаковые по ширине кромки. Такие окна клеят на отдельные блоки дома, из которых затем собирают всю постройку (этот процесс дети наблюдают на стройке).

Рис. 77. Стройка

Стройка

«Сказочный город» (рис. 78) создается путем комбинации различных по конструкции домов, башен, стен, отличающихся декоративной трактовкой, обилием архитектурных деталей в виде круглых и заостренных куполов, зубчатых стен с бойницами, сводами, воротами, решетчатыми окнами по типу замков, укрепленных городов, крепостей. Иллюстрации к сказкам, репродукции, подборки открыток дают детям возможность реализовать в аппликации ассоциативные образы. Советский психолог Л. С. Выготский писал: «…Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк.- М., 1967. – С. 10.).

Рис. 78. Сказочный город

Сказочный город

Принимая во внимание это положение, воспитатель при оценке результата детских работ отмечает аппликации тех детей, кто наиболее ярко и полно применил творческую фантазию и получил оригинальные комбинации форм, частей, окраски. Поэтому условия задания нацеливают не на повторение какого-то образца, а на его творческую интерпретацию.

Оригинальную трактовку может иметь и тема «Подводное царство». Здесь дети должны воплотить свои представления, сформированные в результате чтения художественных произведений, рассматривания картин, наблюдений за жизнью рыб в аквариуме, просмотра телепередач (рис. 79).

Рис. 79. Подводное царство

Подводное царство

Перед занятием в ходе беседы воспитатель уточняет знания и представления детей по теме, дополнительно рассказывает о подводном царстве, показывает характерный иллюстративный материал. Напоминает, что в аппликации необходимо отразить разновидности рыб по размеру, форме, окраске, которые плавают среди подводных растений, кустов кораллов, морских животных. Красочность такого панно достигается правильным, гармоничным подбором цветного материала, контрастным сопоставлением форм, цветов, величин, многообразием конфигурации изображаемых объектов. Так, рыб лучше изображать приемом силуэтного вырезания на глаз, тогда как морскую звезду — путем складывания квадрата на десять частей в установленной последовательности. Отдельно вырезают водоросли, камни, ракушки. Дети вместе обсуждают, как разместить предметы на листе бумаги с учетом удаленности изображения дна от нижнего края листа, чтобы его заполнить равномерно и красиво.

Аппликация на тему «Лебединое озеро» (рис. 80) проводится после наблюдения за этими величавыми птицами в зоологическом саду или парке. Если нет такой возможности, то меняется формулировка темы: «Утки на пруду», «Гуси плавают в реке».

Рис. 80. Лебединое озеро

Лебединое озеро

Эти композиции дети должны трактовать творчески: наклеивать лебедей плывущими навстречу друг другу или ныряющими, подплывающими к домику, догоняющими друг друга. Можно их располагать попарно на переднем и заднем плане фона. Дополнительно вырезают камыши, кувшинки, водные лилии, которые усиливают цветовое звучание аппликации на синей или голубой основе.

Большой интерес для детей представляет аппликация «Пингвины на льдине» (рис. 81). Темный фон бумаги имитирует полярную ночь, глубину и черноту которой нарушают яркие вспышки северного сияния. Они позволяют увидеть черно-белых пингвинов, играющих на серо-голубых обломках льдин. В такой зримой форме дошкольники могут воссоздать свое представление о суровой природе Севера, сформированное по рассказам, кино- и диафильмам, иллюстрациям в книгах.

Рис. 81. Пингвины на льдине

Пингвины на льдине

Овладение разными приемами вырезания дает возможность включать в содержание коллективных аппликаций также изображения различных зверей, что позволяет полно и интересно передавать содержание знакомых сказок, рассказов, отображать свои наблюдения, воспоминания об экскурсии в зоопарк, на скотный двор и т. д. Такими темами могут быть сюжеты из сказок «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Два жадных медвежонка», басни «Ворона и Лисица», «Лиса и Журавль», рассказ «Дед Мазай и зайцы», а также темы, связанные с личным опытом ребенка: «Зоопарк», «Цирк зверей», «Карусель», «Скотный двор».

«Карусель» создается путем изображения ряда фигур разных животных, объединенных ярким куполом над ними (рис. 82). В детских аппликациях можно изменять как сами фигуры, так и порядок их расположения. Так, вместо коня можно вырезать и наклеить оленя, а вместо верблюда — волка или медведя. Силуэты этих зверей дополнительно оформляются декоративной упряжью, нарядно одетыми куклами-седоками. Участники занятия должны сами совместно решить все эти задачи, обсудить план предстоящей работы, четко выполнить каждую часть задания, согласовывая друг с другом свои действия.

Рис. 82. Карусель

Карусель

Большой простор для творческого решения аппликации представляет тема «На экране цветного телевизора». В процессе подготовки дети получают возможность выбрать интересное содержание: эпизод из мультфильма, циркового представления, передачи «Спокойной ночи, малыши», «Ребятам о зверятах», «В гостях у сказки». Сам фон, оформленный в виде экрана телевизора, нацеливает ребенка на придумывание оригинального содержания, которое дети вместе обсуждают, анализируя трактовку каждого эпизода, действий персонажей, детали их одежды, окружающую обстановку.

На экране телевизора малыши часто видят, как отправляется в звездное путешествие космический корабль, они знают многих космонавтов, ждут их возвращения на Землю. Поэтому одно из занятий можно посвятить теме «Здравствуй, Земля!». Космонавтов следует изображать в скафандре с приветственно поднятой рукой на фоне космического корабля. Вся композиция ярко освещается солнцем, что создает радостное настроение. На рис. 83 представлена аппликация с решением этой темы. Но такое решение не может быть единственным. Вместе с детьми воспитатель должен обсудить и другие ее варианты. Выполнение этого задания следует планировать в апреле, ближе ко Дню космонавтики.

Рис. 83. Здравствуй, Земля!

Здравствуй, Земля!

Дети подготовительной к школе группы должны широко отражать в коллективных аппликациях картины природы, ее изменения по сезонам. Обычно такие задания выполняются в итоге проведения определенной работы — это целенаправленные наблюдения в течение сезона, труд детей в природе, игры, занятия по различным разделам программы, в том числе и по изобразительной деятельности. Поэтому тематика коллективных заданий по аппликации должна звучать примерно так: «Золотая осень», «Урожай», «Зимние картинки», «Зимние забавы», «Весна», «Лето».

Каждая из этих тем может быть по-разному интерпретирована: дети сами отбирают фон и предметы, сочетая их по форме, окраске. Так, в теме «Осень» можно показать изменение окраски деревьев, отлет птиц в теплые края, уборку богатого урожая овощей, фруктов. «Зимние картинки» дети могут изобразить в виде снежных лесных сугробов, между которыми выделяют силуэты елочек, деревьев, зайцев, резвящихся на полянке. «Весной» прилетают птицы, они вьют гнезда на деревьях, цветут сады, зеленеют парки, леса, начинаются сельскохозяйственные работы в поле.

Интересны варианты изображения в аппликации летних наблюдений в природе. Это может быть небольшая лесная поляна, где растут грибы, ягоды, цветы, или берег пруда, где растут лилии, камыши, прыгает лягушка, на травинке сидит стрекоза и т. д.

В каждом случае воспитатель учит детей видеть красоту природы, воспринимать ее многообразные формы, цвета, оттенки, любовно передавать в аппликации наиболее интересное, яркое, применяя разные приемы вырезания или обрывания бумаги.

Кроме сюжетно-тематических заданий, коллективно создаются декоративные аппликации: орнаментальные композиции в виде панно, ковров, подносов со свободным объединением элементов. Так, на рис. 84 на черном фоне подноса ярко смотрятся красные декоративные цветы, которые сочетаются в круговом расположении с желтыми бутонами и зелеными листьями. В ходе работы дети могут самостоятельно составить композицию украшения подноса, выбрать другие декоративные формы, варьировать их цветовые сочетания.

Рис. 84. Украшение подноса

Украшение подноса

Коллективная аппликация, сделанная детьми подготовительной к школе группы, применяется в оформлении игр, кукольных спектаклей, вечеров развлечений, праздников, в украшении помещений детского сада и участка. Сама подготовка к празднику или вечеру развлечения должна быть организована так, чтобы стать важным стимулом предстоящего радостного совместного труда детей. Это — определяющее условие подъема творческих сил ребенка. У него рождаются остроумные решения, проявляются склонности, дарования, желание придумать что-то оригинальное. Этому также содействуют правильно подобранные изобразительные материалы, которые даются в свободное распоряжение детей, творческая атмосфера занятий, поощрение самостоятельной художественной деятельности.