Создание аппликации — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу другого цвета.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» содержит довольно большой объем знаний, умений и навыков по аппликации, которыми должны овладеть дети в разных возрастных группах под руководством воспитателя. Так, в младшей группе ребята учатся правильно раскладывать и наклеивать готовые фигуры на бумагу, повторяя или чередуя их по цвету, окраске, составлять изображения знакомых предметов из отдельных частей. В средней группе (пятый год жизни) происходит освоение приемов вырезания правильных геометрических фигур, а также реальных предметов, состоящих из этих фигур или их комбинаций (шар, мяч, дом, лодка с парусом). В старшем дошкольном возрасте дети усваивают приемы симметричного и силуэтного вырезания для изображения разных групп предметов и составления декоративных композиций.

Наиболее сложными для детей являются действия, связанные с процессом вырезания ножницами определенных форм и конфигураций для получения красивого изображения предметов и явлений окружающей действительности. Для этого ребенок должен усвоить логику движений правой руки с ножницами, согласовать их с действиями левой руки, которая подводит бумагу под лезвия ножниц. От координации движений обеих рук зависит качество процесса вырезания. Здесь важную роль играет толщина бумаги, положение ножниц по отношению к бумаге (ножницы должны резать, а не мять ее).

Приемы работы с ножницами дети усваивают, подражая способам действий взрослого. Поэтому педагог должен показать правильные способы работы ножницами, учитывая те трудности, которые обычно испытывают дети. Например, воспитателю надо следить, чтобы ребенок не заносил вперед локоть руки с ножницами, контролировал движения обеих рук, зная, что широко раскрытыми ножницами вырезают большие части, а мелкими, осторожными движениями — маленькие детали.

Рассмотрим подробнее основные приемы вырезания, исходя из принципа постепенного нарастания трудности изображения для детей разных возрастных групп: а) вырезание геометрических фигур и предметов, основу которых составляют эти фигуры и их комбинации; б) симметричное вырезание предметов и элементов узора; в) вырезание на глаз сложного контура предметов асимметричного строения.