Наиболее сложным для дошкольников приемом создания аппликаций является прием вырезания на глаз предметов асимметричного строения с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.) со сложными очертаниями фигур, плавными переходами одной части в другую.

Специфика вырезания на глаз заключается в том, что изображение из бумаги или других материалов производится беспрерывным слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Поэтому этот прием, и получил название силуэтного вырезания.

Искусство силуэта имеет древние корни. Еще первобытный человек обратил внимание на тени, которые появлялись и двигались при свете костра, в лунную ночь или в жаркий, солнечный полдень. Не случайно наскальные рисунки первобытных людей так напоминают тени — силуэты.

Традиции силуэта ярко и многообразно воплощены в творчестве многих известных художников, таких, как Ф. П. Толстой, А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, Е. С. Кругликова и др. (См.: Кузнецова Э. Искусство силуэта. — Л.: Художник РСФСР, 1970ю).

Большой интерес представляют силуэты для теневого театра, созданные художниками и педагогами Н. Я. Симонович-Ефимовой и И. С. Ефимовым. Эти силуэты они показывали детям в школах, детских садах, на вечерах, в первом московском детском театре (1919 г.). Художники понимали и отмечали, что «разговор с детьми при помощи силуэта — предметный, решительный и короткий, как лозунг». Некоторая условность, обобщенность силуэтных образов воспринимается ребенком как реальность. «Именно потому, что силуэт — обобщение, он понятен детям. Потому что искусство самих детей обобщено…» (Симонович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника. — М.: Искусство, 1980. — С. 226.) Исходя из этого, авторы отмечают, что силуэты для детей должны быть легко узнаваемы, выразительны, без мелких подробностей и живы в смысле движения.

Методика обучения детей дошкольного возраста силуэтному вырезанию в аппликации подробно разработана И. Л. Гусаровой. Автор рекомендует строить обучение на основе тщательного анализа строения фигур, выделения взаимосвязи их частей, а также с помощью показа приемов изображения во взаимодействии с точными словесными описаниями каждого совершаемого движения ножницами. При выполнении задания детям предлагается повторить прием за воспитателем, варьируя в аппликации величину и количество фигур (работы типа «Аквариум», «Утка с утятами», «Зайчиха с зайчатами», «Лиса с лисятами» и т. д.). Такой процесс позволяет упражнять и совершенствовать движения рук в ходе создания силуэта, отбирать для наклеивания наиболее удачные вырезки. (См.: Гусарова И.Л. Аппликация в детском саду. — М.: Просвещение, 1968.)

Умение вырезать силуэты предметов дает возможность шестилетним детям отображать в аппликации разнообразное содержание предметного и сюжетно-тематического характера, что повышает и активизирует их творческий потенциал, направляет развитие комбинаторных способностей. Условия того или иного задания требуют от ребенка умения видоизменить форму, перевести фигуру из статического положения в динамическое, установить взаимосвязь между образами и предметами, рационально использовать пространство фона и цвет для передачи черт выразительности всей композиции.

В период обучения силуэтному вырезанию следует целенаправленно и последовательно сообщать детям знания об изображаемых предметах и явлениях, формировать культуру зрительного восприятия, систематически развивать технические навыки вырезания, координированные движения рук. Это обеспечивает свободное владение ножницами при передаче прямых и криволинейных очертаний, осуществляя незаметный переход слитным движением от прямого среза к кривому и обратно.

Процесс овладения вырезанием на глаз представляет для детей определенные трудности. У малышей должна быть в достаточно высокой степени развита острота зрительного чувства и ручная умелость, что помогает достичь точности, выразительности контура, а следовательно, и показать красоту, четкость силуэта. Формирование этих умений длится довольно долго и является результатом предшествующей работы, направленной на обследование предмета, выделение и запоминание его характерных особенностей, установление взаимосвязи частей по форме, величине, пространственному расположению на бумаге, что также требует развитого глазомера.

В старшем дошкольном возрасте восприятие носит более осмысленный характер, что позволяет ребенку выделять из окружающего мира предмет и его очертания. При этом слово помогает осуществить анализ каждой формы и каждого движения, совершаемого руками в процессе вырезания. К обучению детей силуэтному вырезанию воспитатель должен подходить продуманно. Необходимо обеспечить постепенное усложнение заданий за счет варьирования силуэтных очертаний и перехода от изображения простых по конфигурации форм к более сложным. Это положение можно проследить на примере обучения дошкольников вырезанию силуэтов посуды с асимметричным расположением частей (ручки, носики-сливы), а также рыб, птиц, зверей. При их отборе следует учитывать простоту очертаний, возможность использования декоративных элементов. Различные формы посуды вырезают плавным переходом от тулова к изображению носика-слива, с одной стороны, и ручки — с другой (молочник, кофейник, чайник). Первоначально надо определять расположение и пропорциональное соотношение частей по форме, величине, сочетать при вырезании прямолинейные и криволинейные срезы, соответствующие силуэты (рис. 15).

Рис. 15. Приемы вырезания посуды

Приемы вырезания посуды

Научившись изображать посуду простой формы (бокалы, чашки с ручками), дети могут вырезать более сложные силуэты (чайник, куманец, кофейник). Их наклеивают на цветной фон и декоративно оформляют росписями краской или аппликацией. Так устанавливают взаимосвязь занятий по аппликации и декоративному рисованию, разделив содержание работы равномерно на два занятия. На одном из них (по аппликации) дети учатся вырезать силуэты посуды, а на другом — украшать ее узорами. Для этого воспитатель может использовать народную художественную керамику. Интересна посуда Гжели, Украины, республик Прибалтики, Средней Азии, Кавказа, Белоруссии. Воспитатель отбирает простые и традиционные формы изделий с яркими орнаментами.

На рис. 16 представлены образцы украинской народной керамики (кувшин, тыква, куманец, баклага). В верхней части показаны мотивы росписи в виде отдельных цветочных декоративных форм и варианты узорных композиций, расположенных на силуэтах изделий. В одних случаях узор строится по типу декоративной ветки (рис. 16, 7, 10), в остальных обрамляет тулово поясом (рис. 16, 8) или вьется в виде венка по окружности куманца (рис. 16, 9).

Рис. 16. Украшение изделий по мотивам украинской художественной керамики: 1-6) элементы укращения, 7) кувшин, 8) тыква, 9) куманец, 10) баклага

Украшение изделий по мотивам украинской художественной керамики

При вырезании силуэтов посуды и других предметов асимметричной формы важно научить ребенка определенной последовательности изображения. Сначала надо выбрать форму заготовки, чтобы предмет и его части полностью вписались в пространство бумаги по ширине и высоте. Затем следует определить расположение и отметить части. Это создает зрительные опоры для более правильной передачи силуэта.

Такое построение изображения предмета в аппликации учит ребенка правильно использовать материал, действовать ножницами в определенном «порядке в соответствии со сложившимся образом, последовательно переходя от среза обобщенной формы к более дробному отображению специфических деталей. Тем самым нарушается традиция моментности передачи силуэта. Но это нарушение оправдывается повышением качества детских вырезок за счет более осмысленного отражения общих и конкретных признаков предмета.

По такому же принципу вырезают силуэты рыб, птиц, зверей и т. д. При выборе заготовок для них следует зрительно соотнести расположение частей, выделить горизонтальную или вертикальную протяженность фигуры. Например, рыб вырезают из прямоугольника — полоски. Так легко передать последовательное расположение и связь основных элементов. Цвет, размеры заготовок варьируются в зависимости от разновидностей рыб и характера их трактовки (по типу народной игрушки, либо сказочный образ, либо природные разновидности). Если дети вырезают аквариумных рыб с сильно развитым хвостом и плавниками, то соответственно меняется форма бумаги, из которой дети их вырезают.

Размер и форма бумага для изображения птиц и животных также берется с учетом вида и позы, нужной для передачи в аппликации. Так, лебедя вырезают из прямоугольника с соотношением сторон примерно 8×10 или 6×8 см. А для жирафа берут прямоугольник в вертикальном положении в соотношении сторон 1:2. Такая заготовка оказывает детям помощь в передаче вертикального расположения основной части, исходя из длины шеи и других частей тела.

На рис. 17 показаны заготовки бумаги, необходимые для вписывания в их плоскость той или иной фигуры. Здесь же показаны приемы выделения этих частей в обобщенном виде, что служит подготовительным этапом для более дробного вырезания элементов конкретной конфигурации. Так, у рыбы намечено расположение головной и хвостовой части косыми выемками с левой и с правой стороны заготовки. Силуэт лебедя определяет характер положения шеи, головы, клюва, затем спины, хвоста. Для фигуры лисы характерно горизонтальное положение тела. Поэтому здесь выделяется расположение головы, ушей, хвоста, порядок чередования лап.

Рис. 17. Выделение основных частей для вырезания сложных предметов из разных заготовок бумаги

Выделение основных частей для вырезания сложных предметов из разных заготовок бумаги

Порядок расположения частей зависит также от позы, характера движения объекта. Поэтому по-разному надо подходить и к выбору заготовки. Если вырезают, например, зайца, сидящего на задних лапах, то берут прямоугольник вертикального положения. Когда же надо вырезать бегущего зайца, то бумага должна быть расположена по горизонтали.

Вырезанию силуэтов птиц и зверей должны предшествовать занятия, на которых дети учатся создавать обобщенные образы по типу народных игрушек. Здесь внимание ребенка надо направить на отображение в аппликации самого характерного для данного вида. Например, чтобы передать образ кошки, достаточно выделить горизонтальное положение туловища, голову с треугольными ушами и приподнятый хвост. Ноги условно выделяют в виде двух опор. У жирафа изображают длинную шею с небольшой головой, ушами и острой мордой. Форму туловища подчиняют этим особенностям и устремляют в высоту, поддерживая дугообразными ногами-опорами. По этому же принципу создают силуэт оленя. У него вырезают ветвистые рога, небольшую голову, установленную на шее, а спину плавно выгибают, чтобы создать устойчивое положение всей фигуры на ногах. Каждая часть обозначается на соответствующих по форме заготовках, определяется их общий контур и расположение структурных деталей конкретной модели.

При создании таких аппликаций можно менять окраску и размер бумаги, дополнять образцы декоративными наклейками, росписями, используя орнаментальные мотивы народных промыслов. Так, воспитатель может продемонстрировать образцы русского народного декоративно-прикладного искусства, отличающиеся многообразием форм и узорного убранства. Особый интерес представляют фигурки птиц, коней, оленей, выполненные из глины, дерева, или трактованные в вышивке, росписях, тканых украшениях. В большинстве случаев построение образов выражено в обобщенной форме, но в их силуэтах просто и четко передана обтекаемость тела птицы, расположение головы, крыльев, перьев, хвоста. Народные мастера отображают и характерные черты, по ним можно узнать голубя, курочку, утку, воробья. Декоративное оформление делает образы особенно яркими и нарядными, что придает некоторую сказочность, фантастичность облику многих народных изделий. Таковы игрушки, созданные мастерами Дымкова, Филимонова, Каргополя, предметы с хохломской, Городецкой, северодвинской росписью, вышивки Калининской, Архангельской, Новгородской областей, кружева Вологды, Ельца.

Дети дошкольного возраста могут изобразить в аппликациях силуэты птиц по типу дымковской и филимоновской игрушки, хохломской и городецкой росписи (рис. 18, 1—6). В них дана обобщенная трактовка строения птиц, напоминающих воробья, утушку, петуха, голубя. Для таких аппликаций, как и в предыдущих примерах, вырезают общий контур, а потом наклеивают мелкие детали в соответствии с силуэтом на цветной фон и дополнительно оформляют узорной росписью или аппликацией (на выбор). Например, черный или желтый силуэт утушки расписывают мотивами ягод, травки, сочетая красные, зеленые, желтые краски (по типу хохломского орнамента). Силуэты дымковской игрушки вырезают из белой бумаги и украшают разноцветными полосками, точками, кругами. Силуэты филимоновских изделий вырезают из белой или желтой бумаги и украшают горизонтальными и вертикальными полосками, елочками, розетками в сочетаниях малинового, синего, зеленого цветов. Птицу типа голубя (городец) вырезают из голубой или светло-малиновой, розовой бумаги, а потом украшают ее точками, повторяющимися штрихами, плавно изгибающимися линиями, кружочками яркого тона с белыми оживками. Затем эту форму наклеивают на желтую или бледно-зеленую бумагу в форме разделочной доски или круглого панно и дополнительно оформляют цветочной гирляндой с мотивами купавки, розана с зелеными листьями, веточками. Один из возможных вариантов выполнения подобной работы детьми можно показать на примере вырезания силуэта утушки-ковша из желтой заготовки, разрисованной декоративными элементами городецкой росписи. Здесь комбинируются разные формы купавок, розана с листьями в традиционных сочетаниях голубых, темно-синих, красных, зеленых тонов с белыми оживками, черными прожилками.

Рис. 18. Приемы вырезания силуэтов птиц в обобщенной форме по типу нарезных игрушек

Приемы вырезания силуэтов птиц в обобщенной форме по типу нарезных игрушек

В процессе вырезания силуэтов птиц по мотивам народного творчества совершенствуется согласованная работа рук и глаз ребенка. Он учится изображать предмет слитным движением, не отрывая ножниц при изменении направления контура фигуры. На этой основе можно усложнить очертания аппликации, научить детей отражать конкретные признаки снегиря, голубя, зяблика и др. При этом надо уточнять не только силуэт птицы, но и такие детали, как крылья, ноги, глаза, хохолок, используя для них подходящую по цвету бумагу.

Несколько силуэтов птиц представлено на рис. 19. Каждый из них можно использовать при вырезании различных пород птиц. Так, снегиря, воробья, варакушку можно изобразить по типу зарисовки 2, видоизменив этот силуэт. У снегиря вырезают более толстый клюв, а хвост опускают ниже, потом делают разноцветные наклейки из черной, красной и белой заготовки, выделяя грудь и другие детали. Изображая варакушку, грудь птицы передают более выпукло, а хвост, приподнимают кверху. На груди вырезают красивое украшение из вписанных друг в друга полукружий разного размера и цвета (сочетают оранжевые, черные, голубые тона) и наклеивают на сероватый фон.

Рис. 19. Приемы вырезания силуэтов птиц: 1) лебедь, 2) воробей, 3) сойка, 4) варакушка, 5) кукушка

Приемы вырезания силуэтов птиц

Таким же образом применяют остальные силуэты, видоизменяя их очертания с учетом особенностей строения знакомых детям птиц (варьируя окраску их оперения, форму и величину частей тела).

Эту же последовательность усложнения очертаний силуэтных вырезок можно применять при изображении комм (рис. 20). Здесь показаны образцы аппликаций, построенных по типу дымковской игрушки и коня-качалки. Силуэты вырезок украшают узорами, дополнительными наклейками: уздечка, седло, качалка в виде радуги и т. д. (рис. 21).

Рис. 20. Приемы вырезания коней

Приемы вырезания коней

Рис. 21. Конь-качалка

Конь-качалка

В процессе работы над этими аппликациями дети 6—7 лет осваивают контуры отдельных частей, учатся передавать общий силуэт знакомого образа, сказочного персонажа, включают его в сюжетно-тематические или декоративные композиции, трансформируют очертания фигур для передачи взаимосвязанного содержания, по-своему трактуют цветовое решение аппликации. Например, в коллективных работах, используемых для украшения детского сада, дети могут изобразить симметрично расположенных коней с яркой цветочной гирляндой по мотивам городецкой росписи. Для этого предварительно с ними надо рассмотреть круглые панно, разделочные доски, короба, выполненные профессиональными мастерами.

Следовательно, в процессе овладения приемами силуэтного вырезания у детей формируются как исполнительские, так и творческие способности, направленные на развитие умения более гибко и разнообразно применять усвоенные знания и навыки в своей изобразительной деятельности, оригинально комбинировать в аппликациях различные виды силуэтов, ярко и красочно оформлять их, свободно включать декоративные элементы. Так создается образ конька-горбунка, золотой рыбки, жар-птицы, золотого петушка, персонажей сказки «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др.

Выполнению аналогичных заданий предшествует рассматривание иллюстраций в книгах, репродукций с картин художников, диафильмов, эстампов, скульптур. Воспитатель в каждом случае должен акцентировать внимание детей на том, как по-разному изображается один и тот же объект, тем самым стимулируя и направляя творческий подход к аппликации. Некоторые черты сказочности могут быть подчеркнуты выбором цветной бумаги, наклеиванием элементов в несколько слоев путем их яркого сопоставления.

Итак, путь овладения силуэтным вырезанием у дошкольников проходит в направлении от умения передавать в аппликациях обобщенный образ по типу народных игрушек к отражению реальных черт птиц, рыб и других животных и, наконец, к творческому переосмыслению их особенностей при изображении сказочных персонажей.

Организация обучения в указанной последовательности помогает детям овладеть умением более точно и разнообразно отражать в аппликациях предметные объекты различной степени сложности, которые затем объединяются друг с другом в сюжетных и декоративных работах. Здесь внимание дошкольников переключается с техники вырезания на установление взаимосвязи между предметами и персонажами по величине, пространственному расположению на бумаге, колориту.