Программа для детей шестого и седьмого года жизни предусматривает овладение умением создавать аппликации, используя приемы симметричного вырезания. Этот прием основан на предварительном складывании заготовки бумаги пополам или в несколько раз для одновременной передачи повторяющихся частей вырезаемого предмета.

Этот процесс помогает отобразить в аппликации правильное строение цветков, листьев, бабочек, некоторых видов животных, взаимосвязь частей фигуры человека, равномерное расположение декоративных элементов с учетом их величины, окраски.

Что же такое симметрия и каковы ее основные типы? С понятием симметрии связывается определенный порядок, характеризующийся принципом не только целесообразности, но и эстетической значимости внешнего облика предмета во взаимодействии с другими предметами. Следовательно, симметрия как одно из условий красоты предметов и образов означает гармонию, соразмерность расположения частей относительно оси или плоскости симметрии. Эти части находятся от оси на одинаковом расстоянии и представляют определенное единство.

Основные типы симметрии и их классификация предполагают равенство на основе совместимости, или зеркальности, сторон. Наиболее простой тип — это зеркальная, или боковая, симметрия, основанная на сходстве двух половин фигуры, распределенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, и есть плоскость симметрии. Этот тип симметрии можно рассмотреть на примере строения таких объектов, как листья, цветы тюльпана, колокольчика, крылья бабочки, стрекозы, расположение рук и ног человека и др.

Равномерность частей при осевой, центральной или центрально-лучевой симметрии достигается как бы вращением фигуры относительно центра, т. е. как лопасти у пропеллера. Причем при повороте отдельный элемент может повторяться по окружности многократно: три, четыре, пять и более раз, не теряя при этом равномерности расположения повторяющихся частей. Этот тип симметрии четко выделяется в строении цветков, в которых отдельные лепестки венчиком располагаются вокруг центра, или снежинок с правильными пропорциями их лучей.

В детских аппликациях наиболее яркими получаются формы листьев, цветков, бабочек и других предметов. Поэтому особенности использования приемов симметричного вырезания рассмотрим на примере этих объектов, расположив их с учетом постепенного усложнения очертаний и увеличения количества сгибов для передачи повторяющихся частей несколько раз.

Наиболее простыми для передачи в аппликации являются листья. Большинство из них построено по принципу зеркальной симметрии. Несмотря на многообразие формы листовой пластины (простые, простые рассеченные, сложные), различие по протяженности, относительной величине, строению краев (зубчатые, цельнокрайние, глубокорассеченные), по окраске, все они (кроме неравнобоких) характеризуются общим распределением боковых сторон равномерно справа и слева. Поэтому при вырезании листьев целесообразно применять прием предварительного складывания заготовок пополам (для передачи в аппликации зеркального соответствия боковых сторон) и одновременного прорезания обоих слоев бумаги по воображаемому контуру половины фигуры относительно сгиба. Изменение формы заготовки, ее соотношения по ширине и длине, величине и окраске позволяет изобразить многообразие и многоцветие листьев, особенно осенних.

Классификация формы листовой пластины исходит из уподобления ее с другими предметами. Так, встречаются линейные, ланцетные, эллиптические, яйцевидные, ромбические, сердцевидные и другие формы. При их вырезании путем сгибания заготовки пополам следует учитывать особенности строения исходной фигуры, соотношение ее величины и формы. Квадратная бумага необходима для изображения сердцевидных листьев (сирень, водокрас). Длинные полоски нужны при вырезании линейных форм, например листьев нарцисса, амариллиса, ириса. Яйцевидные листья получают из прямоугольной заготовки, у которой отношение ширины к длине не имеет резкого различия (например 6X4 см).

Многие листья имеют вертикальную протяженность. Поэтому заготовку при вырезании складывают пополам по вертикали. Только почковидные листья (герань, лесная фиалка) создают из прямоугольной заготовки путем складывания ее пополам по горизонтали.

Особенности выбора заготовок в зависимости от формы и протяженности листьев, а также приемы вырезания их после складывания бумаги пополам представлены на рис. 3. Здесь показано, как очертания того или иного листа должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость бумаги. Сама форма заготовки должна помогать детям более правильно передавать в вырезках особенности конфигурации листьев. Подобная вырезка уже в силу зеркального соответствия половинок производит эстетическое впечатление, вызывает у ребенка доверие и заинтересованность показанным приемом.

Рис. 3. Формы листовых пластин и приемы вырезания листьев

Формы листовых пластин и приемы вырезания листьев

Повторяя одно и то же изображение по сгибу, необходимо последовательно усложнять очертания фигур. Поэтому сначала надо обучать вырезанию простых листьев (тополь, сирень, яблоня), а затем переходить к передаче расчлененных и изрезанных или составных композиций (рябина, кислица, земляника, клен). Закреплению приемов складывания и вырезания однородных листьев способствуют задания, связанные с необходимостью изображения нескольких повторяющихся частей (ветка тополя, осенний букет из листьев, гирлянда). Особенно интересна узорная форма выполнения аппликации. В соответствии с конфигурацией украшения и особенностями украшаемой поверхности (квадратная, круглая, прямоугольная и т. д.) требуется изготовить разное количество элементов и отобрать для узора наиболее удачные из них, представленные в различных комбинациях. Красочно смотрятся аппликации, выполненные из осенних листьев разной окраски.

В орнаментальных и предметных композициях возможно сопоставление листьев по форме и окраске. Так, в старшей группе детям предлагают выполнить предметную композицию из листьев тополя и осины, передавая очертания формы и сочетание цветов (желтого с красным).

Листья в аппликации чаще всего изображают в сочетании с цветами, ягодами и другими элементами растений. В «Приложении» даются таблицы, которые помогут педагогу научить дошкольников вырезать растения с учетом усложнения их строения и приемов сгибания бумаги. Систематизации этих приемов служит объединение разных цветков в группы по признаку общности их формы и количеству лепестков. В таблицах выделены такие показатели, как название растений, их семейство, место произрастания, время цветения, форма и окраска цветков и листьев.

В таблицу следует помещать разновидности растений, которые произрастают в природных условиях той или иной местности (в лесах, полях, оврагах, на лугах, по берегам водоемов, культивируются в парках, садах, помещении). Их доступность для наблюдений в течение почти круглого года обеспечивает непрерывность впечатлений, позволяет постоянно обновлять и усложнять содержание детской изобразительной деятельности, закреплять приемы создания оригинальных аппликаций.

Каждый воспитатель, беря за основу принципы отбора и группировки растений, может составить подобные таблицы. Для этого он должен изучать природу своего края, систематизировать разновидности растений, с которыми дети могут познакомиться на прогулках, экскурсиях, в помещении детского сада.

При отборе цветочных форм необходимо хорошо знать спецификустроения и очертаний растения, чтобы наиболее правильно и ярко передавать в аппликациях внешние особенности тех или иных объектов в несколько стилизованном виде. Поэтому из разнообразия видов надо вычленять такие растения, элементы которых имеют ясные, четкие контуры и симметричное строение.

Разновидности форм и строения цветков в примерных таблицах объединены в шесть групп. Последовательность расположения растений в каждой группе зависит от времени их цветения, формы цветка, а количество лепестков в цветке определяется нарастанием сложности приемов складывания и вырезания (от однократного сгибания пополам — для вырезания фигур с зеркальной симметрией до многократного сгибания заготовки — для передачи четырех-, восьми-, трех-, шести- и пятилепестковых форм).

Следовательно, порядок расположения цветков зависит не от увеличения количества лепестков, а от постепенного усложнения приемов сгибания бумаги для вырезания симметричных фигур. Включение в каждую группу нескольких разновидностей растений позволяет выделить основные свойства формы, строения частей и использовать при их изображении усвоенные приемы складывания и вырезания, варьируя каждый раз окраску бумаги, ее размеры, очертание лепестков.

В первую группу включают растения с цветками, которые в разрезе образуют чашеобразную форму с одной осью симметрии. В «Приложении» представлены наименования таких растений, наблюдение за которыми начинают с февраля в комнатных условиях, а затем постепенно проводят ознакомление детей с аналогичными цветками в естественных условиях их обитания.

Рано зацветают крокусы, тюльпаны, ландыши, а затем гиацинты, ирисы. Все лето цветет вьюнок, а к концу лета — лилия. Некоторые из растений имеют сросшиеся лепестки (ландыш, колокольчик, вьюнок), а другие состоят из отдельных лепестков и внешне образуют форму чаши, бокала или воронки (тюльпан, ирис, лилия, амариллис).

Цветки с одной осью симметрии имеют различные очертания, и в каждом случае при вырезании надо выделять прежде всего особенности формы. Например, у колокольчика или ландыша чашечка у основания закруглена, а острые лепестки плавно и равномерно расходятся в противоположные стороны от среднего лепестка. У лилии и амариллиса цветки составлены из разбросанных в стороны и изящно изогнутых лепестков, а у гиацинта и ириса они закруглены, вьются, как кудри. При их рассматривании важно определить специфику формы и расположение основных элементов, чтобы при вырезании из бумаги сохранить общие, но характерные признаки цветка.

Для вырезания цветков из бумаги можно применить описанный выше прием складывания заготовки пополам, чтобы отобразить в аппликации равенство противоположных частей симметричной фигуры. После складывания бумаги вырезают половину формы цветка. При этом изменение очертаний контура, окраски и величины бумажной заготовки позволяет получить различные изображения колокольчиков, ландышей, ирисов, лилий, глоксиний и др. В зависимости от особенностей конкретного цветка берется соответствующая заготовка бумаги. Так, тюльпаны, колокольчики, сон-трава, ландыш имеют почти одинаковые по форме цветки — в виде перевернутого колокола с острыми лепестками. Поэтому их вырезают из квадратной заготовки после сгибания ее пополам. Держа левой рукой за сгиб, правой отрезают половину контура цветка. Он получается закругленным снизу и заостренным сверху, с цельным лепестком в середине и по противоположной стороне. Различие цветков передают путем изменения окраски и размера бумаги.

На рис. 4 показаны приемы вырезания цветков с зеркальной симметрией. Здесь выделены три группы форм, объединенных общностью конфигурации заготовки (квадрат, прямоугольник) и приемами складывания (в одном случае применяется сгибание по вертикали, а в другом — по диагонали). Использование этих приемов дает возможность отразить округлость фигур и более правильное соотношение в них ширины и длины. Так, для удлинения форм, например для вырезания оваловидных растений (крокусы, ирисы), лучше брать прямоугольную бумагу. А для цветков с разбросанными в стороны лепестками (лилии, амариллисы, глоксинии) больше подходит квадрат, разделенный пополам по диагонали. Этот прием помогает увеличить площадь изображения и отразить специфику цветков с глубоко рассеченными лепестками.

Рис. 4 Приемы вырезания цветков в форме чаши, бокала

Приемы вырезания цветков в форме чаши, бокала

Красота аппликации достигается и правильным подбором цветной бумаги для фона, а также элементов цветков, листьев, стебельков. Это показано на примере ириса, который четко выделяется на темной основе (рис. 5).

Рис. 5. Аппликация из бумаги. Ирис.

Аппликация из бумаги. Ирис.

Наличие цветной бумаги, ее тоновые различия дают возможность детям передавать в аппликациях образы таких распространенных в природе растений, как тюльпаны, колокольчики, ирисы, лилии. Каждый из этих видов, в свою очередь, характеризуется цветовым многообразием. Поэтому при выполнении аппликаций детям необходимо представлять возможность выбирать цвет бумаги, комбинировать ее в разных вариантах, повышая декоративность, индивидуальность, выразительность силуэтов.

Большая группа цветков с разным количеством лепестков построена по принципу осевой, или центрально-лучевой, симметрии, когда лепестки равномерно повторяются от середины по окружности. Такой венчик может иметь три, четыре, пять, шесть и более лепестков.

В зависимости от количества этих лепестков цветы примерно объединены в разные группы, основанные на складывании заготовки квадрата в определенной последовательности. Так, во вторую группу включены четырехлепестковые цветки, в третью — восьмилепестковые формы (так условно можно изобразить ромашки, маргаритки и др.). Четвертую группу образуют трехлепестники, пятую — цветки с шестью лепестками и последнюю, шестую группу составляют пятилепестковые цветки.

Все эти цветки вырезают из квадратной заготовки, в которую хорошо вписываются формы с равномерно распределенными от середины к краям частями.

Четырехлепестники вырезают после сгибания квадрата пополам три раза: вдоль, затем поперек, а потом по диагонали (рис. 6). Так можно вырезать жасмин, сердечник луговой, гортензию, чистотел, цветки редиса и др.

Рис. 6. Приемы вырезания четырех- и восьмилепестковых цветков

Приемы вырезания четырех- и восьмилепестковых цветков

Чтобы передать конкретные особенности этих цветков в аппликации, дети должны эти признаки выделять и знать еще до выполнения задания. В процессе обследования цветков внимание ребят фиксируется на признаках общности по количеству лепестков. Например, у сердечника лугового цветки белые и розовые с заостренными лепестками, а у гортензии они широкие с закруглениями на концах, у жасмина — с красивой выемкой. У дикой редьки лепестки тупые, будто срезанные (рис. 6, 1, 2, 3).

Следовательно, варьирование окраски, строения и величины лепестков помогает детям передать в аппликации многообразие растений с четырьмя лепестками. Дополнение этих фигур элементами серединок, тычинок, листьев, комбинирование разных растений на различном по окраске фоне способствует созданию красочных композиций, повышает художественный уровень их исполнения.

Цветки со множеством лепестков, симметрично расположенных относительно серединки, условно передаются в аппликации как восьмилепестковые формы (ромашки, хризантемы, маргаритки, ноготки, космея и др.). Они характеризуются разнообразием окраски цветков, правильным чередованием лепестков по окружности, что четко акцентирует центр игур и их симметричность. В основе их вырезания из бумаги ежит прием деления квадрата на 16 равных частей от центра, то получается путем еще однократного сгибания заготовки, пользуемой для вырезания четырехлепестников. Здесь проявляется следующая закономерность симметрии: в процессе изображения форм с центрально-лучевой симметрией путем складывания квадрата каждое новое сгибание заготовки пополам вдвое увеличивает количество плоскостей симметрии. Так, при однократном сгибании вырезанная фигура имеет одну плоскость (тюльпан); при двухкратном — две; трехкратном — четыре и т. д.

Варианты строения лепестков, особенности вырезания восьмилепестников путем складывания квадрата даны на рис. 6, 4, 5, 6.

Для умножения лепестков надо применять такой прием: после вырезания двух одинаковых форм с восемью лепестками их наклеивают друг на друга так, чтобы лепестки верхнего цветка находились в просветах нижних лепестков. Наклеивание серединки завершает черты сходства аппликации с оригиналом. В зависимости от окраски цветков подбирают цвет бумаги для фигур и основы, на которую их наклеивают. Например, белые ромашки, хризантемы или астры красиво смотрятся на контрастном фоне: черном, темно-синем, фиолетовом. Ноготки, гелениум или золотарник, в расцветке которых преобладают желто-оранжевые тона, хорошо выделяются на коричневой или зеленой бумаге. В каждом из приведенных примеров фон аппликации усиливает цветовую гамму и создает разнообразное ее звучание. Это содействует развитию у детей художественного вкуса.

Цветки с тремя лепестками для аппликации вырезают из квадратной бумаги путем ее деления на шесть равных частей (по 60°). Процесс складывания заготовки заключается в следующем: сначала квадрат сгибают пополам, а потом от центра сгиба правую сторону прикладывают к левой так, чтобы получилось равенство обеих частей. Затем, как и в предыдущих случаях, отступя от середины сложенной заготовки, вырезают половину лепестка. После разворота наклеивают трехлепестковую форму, отображающую строение цветков (частуха, водокрас, традесканция).

Приемы вырезания этих цветков и других форм с тремя лепестками представлены на рис. 7 (верхняя часть). Складывание квадрата на шесть частей используется также при изображении в аппликации тройчатых листьев земляники, кислицы, печеночницы, ветреницы, клевера, купальницы.

Приемы вырезания трех- и шестилепестковых цветков

Еще однократное деление заготовки бумаги, предназначенной для вырезания трехлучевых фигур, дает возможность вдвое увеличить количество лепестков, т. е. передать в аппликациях строение и форму шестилепестников. Новое деление на двенадцать частей (по 30°) применяется при вырезании цветков нарцисса, сциллы, кливии, гусиного лука и т. д. Цветение многих из них начинается с марта в комнатных условиях, продолжается до осени и заканчивается в декабре. Это помогает организовать наблюдение за растениями в течение длительного времени: периодически их рассматривать, сравнивать одни формы с другими, выделять признаки общности и различия. Такие наблюдения важны для передачи в аппликациях разнообразных форм одинаковыми приемами обработки и вырезания из бумаги. На рис. 7 (нижняя часть) наглядно показаны пути варьирования приема сгибания квадрата и изображения разновидностей цветков с шестью лепестками.

Из заготовки бумаги, разделенной путем сложения на двенадцать равных частей, также можно вырезать разнообразные формы снежинок. После складывания квадрата белого цвета на гранях заготовки вырезают свободные комбинации выемок, треугольников, полукругов. Полученные формы наклеивают на темный фон (черный, синий, фиолетовый). Контрастное сопоставление цвета основы и вырезок помогает передать ажурность снежинок, выделить равномерное чередование повторяющихся частей. Несколько таких образцов помещены на рис. 8.

Рис. 8. Варианты снежинок

Варианты снежинок

В процессе вырезания снежинок внимание детей направляется на самостоятельные поиски различных композиций построения фигур. Воспитатель поощряет наиболее интересные, творческие работы.

Цветы с пятью лепестками привлекают внимание детей яркой окраской, компактной звездчатой формой, различно очерченными лепестками. В аппликации такие особенности легко передаются с помощью складывания квадрата на десять частей. Для этого его сначала складывают пополам, затем от середины фигуры ее правую сторону прикладывают к левой так, чтобы правая часть получилась вдвое шире левой. Широкую половину складывают еще раз пополам, а левую отгибают назад. При этом все сгибы должны совпадать друг с другом, а угол наклона заготовки должен быть равным 36°. На рис. 9 показана последовательность сгибания квадрата и варианты вырезания цветков с округлыми, заостренными и выемчатыми лепестками. При необходимости передачи особенностей какого-то цветка выбирается соответствующий цвет бумаги и одна из разновидностей форм лепестков. Так, для изображения флокса подходит вариант фигуры на рис. 9, 3. В этом случае перед детьми ставится цель: вырезать несколько одинаковых форм, чтобы потом получить аппликацию в виде соцветия «корзиночки» белого, лилового, сиреневого и любого другого цвета (на выбор). От цвета фигур зависит выбор окраски фона; это помогает создать красочную композицию цветка в сочетании со стеблем, листьями, серединками.

Рис. 9. Приемы вырезания пятилепестковых цветков

Приемы вырезания пятилепестковых цветков

Таким образом, в зависимости от формы, количества и конфигурации лепестков цветка воспитатель использует разные приемы и последовательность складывания заготовки бумаги на части. Это позволяет передавать в аппликации как общие, так и отличительные особенности конкретных растительных форм. Данные особенности познаются в процессе обследования, детального рассматривания и сравнения элементов. Особое внимание при этом следует уделять восприятию симметричности расположения частей цветка, листьев, их округлости, заостренности, зубчатости или выемчатости формы, плавности перехода одной части в другую. Отмечается красота, разнообразие окраски и величины при сопоставлении фигур друг с другом и с остальными элементами в предметных, тематических и декоративных композициях.

Овладение приемами сгибания заготовки для вырезания симметричных форм цветов и листьев позволяет от занятия к занятию совершенствовать результаты деятельности детей, упражнять их в более правильной передаче основных свойств и признаков предметов. Дети начинают планировать свою работу, сознательно отбирать необходимый материал по цвету, форме, величине, использовать более рациональные приемы вырезания, исходя из особенностей растений.

Приемы симметричного вырезания широко применяются при создании аппликаций, отражающих мир насекомых (бабочки, стрекозы), образы сказочных персонажей, героев мультипликационных фильмов. Многие из них имеют симметричное строение, и поэтому при вырезании из заготовки бумагу складывают пополам по вертикали или горизонтали.

При отборе фигур для аппликации воспитатель должен учитывать особенности их конфигурации и постепенно усложнять задания для детей. Так, в соответствии с программными требованиями в старшей группе детского сада обучение приемам симметричного вырезания по сгибу осуществляется сначала на простом материале. Дети учатся вырезать вазы, елочки, простые по форме листья, цветы. Затем в задание включается изображение бабочек, Петрушки, Винни-Пуха, Снегурочки (рис. 10). Перед детьми ставится задача: передать строение, порядок и форму основных частей, сделать дополнительные наклейки (глаза, уши, детали одежды, декоративные элементы).

Рис. 10. Приемы вырезания бабочек

Приемы вырезания бабочек.

Просто и ярко получаются в аппликациях образы литературных героев и персонажей из мультфильмов. На рис. 11 даны две аппликации, изображающие Винни-Пуха и Чебурашку. Их надо вырезать из прямоугольной заготовки соответствующей окраски. Первоначально заготовка делится пополам по вертикали. Например, Винни-Пух изготавливается из коричневой бумаги 12×9 см. После ее складывания вырезают половину фигуры от сгиба, а после разворота силуэта из светло-коричневой бумаги вырезают парные части: раковины ушей, лапы, глаза, а также живот, нос. Таким же образом выполняют фигуру Чебурашки. У него следует выделить такие характерные признаки, как большие уши, крупная голова и сравнительно маленькое туловище. Более светлым тоном акцентируют расположение и форму основных частей.

Рис. 11. Приемы вырезания симметричных фигур: Винни-Пух и Чубурашка

Приемы вырезания симметричных фигур: Винни-Пух и Чубурашка

Значительную трудность для дошкольников представляет изображение человека. Чтобы облегчить детям решение этой задачи, надо задания усложнять постепенно. Сначала давать задания, которые требуют передачи обобщенных признаков человеческой фигуры: Снеговик, Матрешка, Петрушка. Отвлечение от некоторых деталей и частей направляет внимание ребенка на более правильную передачу строения туловища, определение пропорционального соответствия отдельных элементов. Затем на этой основе можно выполнять аппликации сказочных персонажей: Снегурочки, Василисы Прекрасной и др. В их строении еще следует сохранять некоторые признаки обобщения. Например, не выделяют ноги. Они как бы скрыты длинной шубой Снегурочки или сарафаном Василисы Прекрасной.

В ходе выполнения сказочных аппликаций воспитатель учит детей сгибать заготовку для передачи сначала общего строения фигуры (выделяется голова, руки, расширяющийся книзу длинный подол шубы или платья — рис. 12,3). Отдельно надо вырезать детали лица, одежды, украшения, используя разный цвет бумаги (рис. 12, 4). По такому же принципу вырезают и другие фигуры. В этих аппликациях изображение человека должно быть достаточно реалистичным. Только детали одежды, головной убор, обувь передают черты сказочности, с которыми дети знакомятся при рассматривании иллюстраций к сказкам.

Рис. 12. Приемы изображения фигуры человека

Приемы изображения фигуры человека

Изображение реалистических черт человека проследим на примере фигур мальчика и девочки. Их можно выполнить двумя способами. В первом случае вырезают общий контур фигуры из светло-розовой бумаги после ее деления вдоль пополам. На глаз определяют пропорциональное взаимодействие частей (рис. 12, 1, 2). Затем отдельно вырезают и наклеивают детали одежды, части лица, волосы, головной убор, обувь в определенном порядке (рис. 13). Здесь возможны разные варианты оформления аппликаций. Симметричные детали (платья, футболки, рубашки, куртки, шорты, брюки, юбки) выполняют также приемом складывания заготовки пополам. Воспитатель следит за тем, чтобы дети соизмеряли их величину с формой каждой части фигуры, использовали разные цвета. А контуры одинаковых предметов (обувь, гольфы, носки) вырезают, складывая бумагу в два слоя, и затем наклеивают на основную часть.

Рис. 13. Варианты оформления фигур девочек мальчиков

Варианты оформления фигур девочек  мальчиков

Детям легче изобразить фигуру человека из отдельных частей. При этом они должны научиться соизмерять их форму, величину, правильно располагать по отношению друг к другу, комбинировать приемы вырезания. Так, детали костюма, его некоторые украшения вырезают приемом симметрии, а руки, ноги, обувь получают парным вырезанием их силуэтов из сложенной вдвое бумаги. Чтобы при наклеивании правильно передать направленность этих частей (в разные стороны), бумагу складывают цветной стороной внутрь.

На рис. 14 показаны варианты аппликаций, выполненных из отдельных частей и отражающих образы любимых дошкольниками сказочных персонажей: Мурзилки, Незнайки, Красной Шапочки, Мальвины. В процессе выполнения подобных аппликаций можно внести в образы некоторые изменения, упростить их, сварьировать цвет одежды, украшения, прическу и т. д. Такой подход к выполнению заданий способствует художественно-творческому развитию дошкольников.

Рис. 14. Аппликации с изображением сказочных персонажей: Мурзилка, Незнайка, Красная Шапочка, Мальвина

Аппликации с изображением сказочных персонажей: Мурзилка, Незнайка, Красная Шапочка, Мальвина

Умение изображать фигуру человека помогает детям более оригинально выполнять аппликации тематического содержания, сопоставлять фигуры по величине, придавать им разные позы: «Дети веселятся вокруг новогодней елки», «Малыши лепят снежную бабу», «Дети гуляют на лугу, ловят бабочек, собирают растения». Чтобы передать динамику фигур, дошкольники должны научиться трансформировать их, придавать им разные позы, а значит, более гибко, творчески использовать знакомые приемы изображения.