Основные программные задачи по аппликации в этой группе направлены на обучение детей умению правильно вырезать фигуры, пользоваться ножницами, сжимая и разжимая рычаги, чтобы получить ровный разрез по прямой или косой линии, закруглять углы заготовок четырехугольной формы при изображении предметов круглой и овальной формы.

В связи с расширением знаний ребенка о таких свойствах предметов, как форма, строение, величина, их пространственное расположение на бумаге, происходит усложнение заданий по аппликации. Это касается конструкции предметов, решения более сложных композиционных и колористических задач при оформлении работ. Воспитатель учит детей более точно вырезать и наклеивать сначала простые формы, в основе которых лежит квадрат, прямоугольник, треугольник. Их можно использовать при составлении орнаментальных композиций для украшения шарфика, тарелки, коврика, дорожки, а также отображать такие предметы, как кубики, платочки, косынки и т. д. Затем ребят учат вырезать отдельные части и составлять из них более сложные предметы (домик, скворечник, ворота), а также сочетать их друг с другом по величине (домик большой, а рядом ворота, они ниже домика).

В аппликациях дети должны уметь объединять композиции по окраске, по способам пространственного расположения на поверхности листа бумаги определенного формата, что дает возможность выполнять задания разного характера (предметные, тематические и орнаментальные), дифференцировать специфические задачи для каждого из них в процессе обдумывания будущего изображения, его вырезания и наклеивания.

Прежде чем обучать дошкольников вырезанию ножницами, необходимо закрепить их умение раскладывать и наклеивать готовые формы на примере составления узоров из геометрических или растительных элементов (одно-два занятия в начале учебного года). Так, можно предложить ребятам украсить узорами платочек или фартук для куклы, давая им возможность самостоятельно выбрать заготовку по форме, окраске, отобрать элементы для украшения, по-своему скомпоновать их по цвету, расположению. Если малыш выбрал белый квадрат, чтобы оформить его в виде платочка, то он может взять маленькие цветные квадраты и расположить их по углам основной заготовки. Между квадратами будут хорошо смотреться чередующиеся красные и синие фигуры. Когда же для украшения ребенок берет полоску — шарфик красного цвета, то воспитатель помогает ему ритмически повторить по всей длине поставленные на угол квадраты, сочетая зеленые и желтые тона (белые и черные; черные и зеленые).

Чтобы осуществить такой выбор, надо заранее иметь варианты заготовок и отдельные элементы разных цветов и величин для их сопоставления при создании орнамента. Воспитатель оказывает детям помощь в выборе фона, узорного решения, варьировании фигур по количеству, форме, окраске, ритму. На рис. 26 представлены варианты аппликаций разной степени трудности. Дети самостоятельно по предложенным мотивам комбинируют квадраты различного размера и цвета, а также треугольники и круги.

Рис. 26. Украшение узором платочков, косынки, тарелок

Украшение узором платочков, косынки, тарелок

В начале занятия воспитатель дает словесную инструкцию. Например, если ребенок выбрал для упражнения платок (квадратную основу), то ему предлагается использовать сочетание больших и маленьких элементов (квадратов другого цвета) либо дополнить узор треугольниками (рис. 26, 1, 2). Для орнаментации косынки (треугольника) лучше взять круги, а между ними прикрепить треугольники (рис. 26, 3). А круглые тарелочки, подносы дети могут украсить орнаментом из маленьких кружочков, чередуя их по цвету, или построить из них другую узорную композицию (рис. 26, 4, 5).

Когда дети овладеют приемами раскладывания и наклеивания форм, их внимание сосредоточивается на приемах пользования ножницами при вырезании элементов для аппликации. Этот процесс требует значительного напряжения, внимания и воли. Чтобы облегчить его, воспитатель первоначально упражняет ребенка в разрезании узких полосок поперек однородными движениями ножниц, выполняя игровое задание: вырезать билетики для игры в «театр», «цирк», чеки для игры в «магазин», талоны для игры в «больницу», проездные билеты для игры в «автобус» и т. д. Игровая форма результатов вырезания повышает интерес ребенка к этому процессу, в непринужденной игровой обстановке он легче усваивает приемы использования нового инструмента, приспосабливает свои движения, чтобы научиться управлять ножницами. Детям обязательно надо давать хорошо разработанные ножницы, чтобы их рычаги легко раздвигались и не создавали дополнительные трудности.

Педагог наблюдает за работой каждого ребенка, оказывает ему своевременную помощь, поощряет его усилия, поддерживает желание научиться правильно, красиво вырезать фигуры (чтобы их контуры были ровными и не махрились).

В качестве упражнения для рук необходимо давать ребятам задания, требующие выполнения нескольких одинаковых вырезок. В данном случае происходит закрепление движений и их совершенствование. С этой целью можно использовать орнаментальные построения, а также предметные изображения, состоящие из нескольких однородных частей. Например, при вырезании окон двух-трехэтажного дома берут полоску бумаги определенной длины и ширины и разрезают ее поперек на несколько частей на равном расстоянии друг от друга. Их наклеивают на прямоугольник, соблюдая ритмичность расположения: через отведенные интервалы в один, два или три ряда (соответственно количеству этажей дома).

Таким же образом выполняют аппликации окон автобуса или троллейбуса, а также праздничной гирлянды из флажков. Здесь нужно чередовать фигуры по окраске, создавать яркое звучание украшения. Поэтому воспитатель заранее готовит разноцветные полоски, а дети выбирают из них наиболее яркие, понравившиеся и учатся чередовать их при наклеивании на фон по типу гирлянды или на подставке с использованием флагштоков разной высоты, или на палочках и т. д. Возможность трактовки содержания аппликации подчеркивается при формулировке задания: «Праздничные флаги», «Флаги, которые мы видели на площади», «Праздничная гирлянда из разноцветных флажков» (рис. 27).

Рис. 27. Разные виды флажков

Разные виды флажков

На последующих занятиях по аппликации детей обучают более точно вырезать прямоугольную форму, дифференцировать прямоугольник, квадрат, полоску. Основой для вырезания этих фигур является полоса бумаги разной длины и ширины. Так, прямоугольник получают при разрезании полосы 3×12 см на две части, а деление каждой из них еще пополам позволяет получить по два квадрата, которые затем наклеивают для украшения конца полотенца или шарфика.

Можно изменять величину элементов или придавать им разное положение, например поместить в ряд большие и маленькие поставленные на угол квадраты, чередуя их еще и по цвету (на белом фоне полотенца красные и зеленые фигуры; синие и оранжевые; красные и желтые). Это задание требует от ребенка соблюдения следующих условий: вырезать несколько одинаковых форм, самостоятельно регулировать их количество в зависимости от построения узора, сочетать элементы по размеру и окраске. Предоставление самостоятельности в выборе цвета фона и заготовок для частей украшения позволяет детям творчески подходить к созданию орнамента, использовать разные варианты его трактовки.

Закреплению умения изображать квадраты и составлять из них многообразные комбинации служат аппликации, группируемые из отдельных частей по типу мозаики. Каждому ребенку дают разноцветные полоски одинакового размера, из которых он получает квадратики, и объединяют их в виде узоров или предметных изображений на разном по форме и цвету фоне (рис. 28). Такие мозаики дети выполняют самостоятельно в свободное время. Для этого в групповой комнате организуется отдельный уголок — зона, где размещают необходимые для работы материалы. Их разноцветие и многообразие побуждают ребенка создать панно для кукольного уголка, оформить узором фартук или платье, приготовить поздравительную открытку к празднику и т. д.

Рис. 28. Мозаичная аппликация из разноцветных квадратов

Мозаичная аппликация из разноцветных квадратов

Из квадрата путем разрезания его пополам по диагонали слитным движением ножниц получают два треугольника. Обычно такой прием дети осваивают довольно легко и быстро. Но, несмотря на это, его надо закреплять на нескольких занятиях, сохраняя интерес дошкольника к процессу изображения и его результату. Это достигается подбором интересных заданий: «Косынки для матрешек», «Шалаши в лесу», «Елочка».

Наряду с однородными частями в аппликациях применяют и сочетания прямоугольных, квадратных, треугольных фигур. Так вырезают и наклеивают рыб, объединяя поставленный на угол квадрат (тело) и треугольник (хвост) или два треугольника — большой и поменьше (рис. 29). Чтобы достичь большего сходства с образом рыбки, дополнительно наклеивают крупные глаза, полоски или чешуйки из цветной бумаги. Особенно нарядно можно выполнить аппликацию на тему «Аквариум», где на синей или голубой плоскости дети располагают больших и маленьких рыб с треугольным или квадратным телом желтого, красного, оранжевого, серого цвета в сочетании с зелеными водорослями, камешками на дне и т. д. (рис. 30). Для получения такой композиции воспитатель готовит фон с наклеенными силуэтами водорослей, камней, ракушек, а дети приклеивают между ними рыб разного цвета и величины. Здесь каждый ребенок может проявить свою творческую активность: по-своему изменить направление движения рыбок, сделать их побольше, поменьше, использовать декоративные наклейки (полоски, кружки-чешуйки).

Рис. 29. Приемы вырезания треугольников и вариантов рыб из квадратов и треугольников

Приемы вырезания треугольников и вариантов рыб из квадратов и треугольников

Рис. 30. Рыбки в аквариуме

Рыбки в аквариуме

Разнообразные комбинации фигур и частей вырезают для выполнения задания «Красивые ворота» (рис. 31). Эстетический эффект детских аппликаций зависит от правильно вырезанных составных элементов (прямоугольных, квадратных и треугольных частей). При выполнении задания детей не следует ограничивать предложенными образцами; надо дать им возможность попробовать разные приемы чередования форм по высоте, ширине, использовать симметричное расположение частей слева и справа. Следует также поощрять попытки каждого ребенка найти удачную цветовую гамму для ворот. Их части могут быть по тону контрастными (красные и синие; оранжевые и зеленые; красные и желтые; голубые и темно-синие; розовые и темно-красные) или более близких сочетаний (желтые и зеленые; оранжевые и желтые).

Рис. 31. Красивые ворота

Красивые ворота

Усложнение конструкций аппликации возможно при создании домов разного типа: домик для куклы, конура для собачки, скворечник для птички (рис. 32). Из показанных вариантов дети могут выбрать один для исполнения, внести какие-то изменения в его трактовку. В зависимости от выбранной конструкции домика меняется набор заготовок для аппликации. Так, для кукольного домика готовят два квадрата разного размера (10×10 см и 8,5×8,5 см) и полоску (3×5 см). Сочетания тонов могут быть синий с голубым или красный с зеленым. Большой квадрат наклеивают в центр основы ближе к ее нижнему краю. Квадрат поменьше дети должны разрезать пополам по диагонали, чтобы получить треугольную крышу домика. А окна вырезают из полоски серого цвета, рассекая ее пополам. Обрезки цветной бумаги используют для украшения домика: крыши, стен, наличников. Каждый ребенок делает это по-своему.

Рис. 32. Кто живет в этом доме: 1,2) домики для кукол, 3) скворечник, 4) конура для собачки

Кто живет в этом доме

Конура для собачки создается таким же образом, но вместо Окон дети должны вырезать и наклеить круглый или полукруглый лаз (можно дать и готовый круг или полукруг). •Основу скворечника составляет прямоугольник. Одна из узких его сторон обрабатывается косыми срезами с одной и другой стороны так, чтобы получилось треугольное заострение. Затем по его скату с двух сторон наклеивают узкие полоски, образующие наклон крыши. Круглое отверстие также наклеивают из готовой формы, а затем приклеивают горизонтальную полоску (ступеньку) и вертикальную палочку для прикрепления скворечника. Здесь детям надо дать возможность применить разные цветосочетания: корпус скворечника может быть желтым или оранжевым с черным отверстием и ступенькой; полоски крыши в этом случае тоже могут быть черными, чтобы получилось более строгое оформление аппликации. Решение возможно дать и наряднее: с использованием нескольких цветовых акцентов.

На других занятиях в конце учебного года дети выполняют дома сельского типа с трапециевидной крышей, рядом окон, расположенных по горизонтали, верандой, воротами, забором и т. д. Так же вырезают и наклеивают из частей различные хозяйственные постройки: гараж, сарай, птичник, беседку. Этим занятиям предшествуют прогулки, экскурсии на птичник, ферму (в сельской местности) или рассматривание иллюстраций, картин, чтобы у детей создались яркие представления о характерных признаках сооружений.

Дети данного возраста осваивают вырезание округлых форм (круг, овал) путем плавного закругления углов квадрата и прямоугольника при изображении различных предметов простого и сложного строения (воздушные шары, арбуз, башенка из шаров, снеговик, кукла-неваляшка, цветок).

Первоначально дети учатся вырезать полукруг. Для этого им дают прямоугольник, углы одной из сторон которого надо закруглить. Так получают шляпки грибов, абажуры для светильников, половинки мячей разного цвета, шары-вкладыши, дно лодки и т. д. (рис. 33). В этих аппликациях надо комбинировать окраску и величину полукруглых форм, включать декоративные элементы: полоски, горошинки, треугольники, квадраты.

Рис. 33. Разные светильники

Разные светильники

Вырезание полного круга сначала осваивается и закрепляется путем изображения нескольких однородных предметов, например воздушных шаров. В этом случае дети имеют возможность упражняться в приемах плавного закругления всех углов квадрата, варьируя его размер и окраску. Ребенок может сам определить количество шаров, их цвет и величину, отбирая нужные заготовки для аппликации.

Воспитатель следит за работой детей, показывает, каким движением нужно повернуть заготовку бумаги, чтобы она закруглилась. В процессе упражнений в вырезании надо закреплять это движение.

При вырезании предметов сложного строения (снеговик, неваляшка) воспитатель заранее готовит соответствующие формы, чтобы они помогли ребенку более точно передать в аппликации величинные соотношения частей, не нарушив их пропорциональные взаимоотношения. Так, для снеговика ребенок получает три белых постепенно уменьшающихся квадрата (6×6 см, 4,5×4,5 см и 3×3 см), чтобы из них вырезать три круга и наклеить их снизу вверх по убывающей величине на синем или голубом фоне. Из обрезков бумаги можно вырезать и наклеить шляпу, глаза, рот, нос-морковку и т. д.

Варьирование круглых, полукруглых форм и полос закрепляют на занятии на тему «Красивые цветы». На рис. 34 показаны приемы трактовки строения цветов в виде нераскрывшегося бутона, четырехлепесткового цветка, восьмилепестника, раскрывающегося бутона. Кроме этого, можно вырезать желтые шары одуванчиков, цветки с лепестками-треугольниками и др. Разные по окраске и величине заготовки бумаги должны направить внимание детей на выбор и выполнение определенного цветка, способствовать поиску передачи его особенностей доступными средствами аппликации. Например, чтобы получить изображение бутона, надо взять два квадрата разного размера и тона и вырезать из них два круга, из полоски сделать прямой стебель, а листья изобразить в форме полукругов (разрезать круг пополам). После вырезания все части распределяют в следующей последовательности: на стебель наклеивают сначала большой круг, а затем к верхнему краю этого круга приклеивают меньший круг. С обеих сторон стебля симметрично или поочередно располагают полукруглые листья.

Рис. 34. Красивые цветы

Красивые цветы

Вариант распускающегося цветка создают из лепестков-полукругов одного или двух тонов бумаги: берут два квадрата (красный и темно-красный), плавно закругляют их углы, а получившиеся круги рассекают на две части. Эти лепестки попарно наклеивают от вершины стебля справа и слева, слегка раздвинув их в разные стороны, затем наклеивают лепестки в середине навстречу друг к другу. В заключение приклеивают к стеблю листья.

Вариативность заданий по аппликации способствует более гибкому применению усвоенных умений, ставит ребенка в условия, требующие от него проявления активности, самостоятельности в выборе содержания своей деятельности, в обдумывании цветовой трактовки аппликации, в установлении последовательности компоновки и наклеивания элементов. Особенно необходимо иметь отработанные умения при выполнении более сложных аппликаций, состоящих из нескольких частей, различающихся по величине, форме, окраске. Здесь надо осознанно дифференцировать эти особенности и применять те или иные приемы вырезания, объединения частей. Поэтому до изображения предметов важно уточнять форму частей, их расположение, соотношение по величине и т. д. (тележка, самокат, грузовик, цыпленок). Например, самокат состоит из двух колес, соединенных перекладиной-полоской, и опоры для рук с рулем (рис. 35). Коляску для куклы строят также из двух колес и перекрещивающихся полос — опор для корпуса коляски. Ее можно выполнить в разных вариантах.

Рис. 35. Самокат. Тележка. Коляски

Самокат. Тележка. Коляски

Вырезание силуэта цыпленка дается на основе умения детей дифференцировать и изображать округлые формы (круг, овал), а также треугольник для клюва и подставки (рис. 36). При объяснении задания воспитателю необходимо показать и назвать форму частей, расположение и их взаимосвязь друг с другом. Кроме этого, внимание каждого ребенка направляется на приемы видоизменения частей фигуры для выразительной передачи действий: цыпленок клюет зерна (их вырезают из обрезков желтой бумаги), смотрит на солнце, бежит от дождя. В каждом из перечисленных случаев меняется положение головы, направление клюва, хвоста, ног. Так, при беге ноги наклеивают, раздвинув их в стороны, когда же цыпленок клюет зерна, голова его наклоняется вниз, а хвост поднимается кверху. Чтобы у детей возникли и другие ассоциации, им дают зеленый фон (луг), обрезки разноцветной бумаги для изображения цветов, жуков, зерен и т. д.

Рис. 36. Цыпленок и гусенок

Цыпленок и гусенок

Таким образом, предметное изображение получает сюжетно-тематическую трактовку, что требует от детей знания особенностей передачи взаимосвязи отдельных образов и предметов с учетом их величины, пространственного расположения, окраски, а также приемов передачи элементарного движения персонажей (рис. 37).

Рис. 37. Цыплята на лугу

Цыплята на лугу

По типу сюжетно-тематических заданий проводятся такие занятия, как «Одуванчики расцвели на лужайке (в парке, в лесу)», «Сказочный домик в лесу между елками», «Яхты на море», «Огород». В этих аппликациях дошкольники учатся создавать несложные композиции предметов, активно используя яркие цветовые контрасты на всем пространстве листа бумаги соответствующего цвета (согласно теме). Например, синяя или голубая бумага нужны для разноцветных яхт, плывующих по морю, а темно-серая основа является фоном для изображения огорода, где располагаются грядки с огурцами, кусты томатов, стрелки лука, оранжевые тыквы.

Итак, выполнение программных задач по аппликации в средней группе осуществляется путем постепенного усложнения содержания заданий на интересном для детей материале, а также по мере освоения дошкольниками приемов вырезания, раскладывания и наклеивания фигур в определенном порядке с учетом условий задания. В данной возрастной группе педагог может строить работу на основе примерного плана занятий.

Аппликации по замыслу дети выполняют в конце каждого квартала и в летние месяцы. Это дает возможность закрепить усвоенные умения и творчески применить их.