Дети пяти-шести лет способны овладеть довольно большим объемом умений и навыков по аппликации, совершенствовать их при вырезании и наклеивании узоров из геометрических и растительных форм, предметов простой и более сложной формы и строения, при выполнении сюжетно-тематических композиций. Эти задачи нашли отражение в «Программе воспитания и обучения в детском саду».

Наряду с вырезанием различных форм на глаз дети должны научиться изображать предметы приемом сгибания заготовки бумаги пополам для передачи зеркального соответствия правой и левой стороны елочек, ваз, листьев, чашевидных цветков, бабочек и т. д.; многократно складывая бумагу гармошкой, вырезать композицию типа гирлянды, хоровода, где равномерно повторяются листья, цветы, матрешки, петрушки (вырезанные из бумаги ярких расцветок с дополнительными наклейками, они нарядно выглядят в праздничном оформлении групповой комнаты, зала, участка детского сада).

Для усиления выразительности некоторых образов воспитатель должен умело использовать прием обрывной аппликации. Так, дошкольники могут изобразить пушистых цыплят, мягкие почки вербы, мимозы, соцветия одуванчика, облака.

В начале учебного года следует закреплять приобретенное умение вырезать геометрические фигуры и предметы, в основе которых лежит форма круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника в разных сочетаниях (мячи, воздушные шары, дома, игрушки, машины).

Закрепление приемов вырезания геометрических фигур лучше всего осуществить в процессе выполнения заданий декоративно-орнаментального характера. При этом следует использовать образцы народного геометрического орнамента, составленного по мотивам вышивок, ткачества, аппликации, ковроделия народов СССР (См.: Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов вдетских аппликациях. — М., 1986). Воспитатель специально отбирает из них наиболее простые и яркие композиции, связанные с украшением таких распространенных в быту предметов, как полотенца, платки, салфетки, ленты, фартуки, шарфы, и готовит основу для аппликаций в форме этих предметов. Так дошкольники приобщаются к народному творчеству, местным традициям искусства, знакомятся с особенностями искусства других национальностей нашей страны, что способствует воспитанию чувства патриотической гордости и интернационализма. Творческая направленность данной деятельности позволяет поддерживать интерес детей к содержанию аппликаций и получению оригинального результата путем комбинаций форм, окраски, величин, композиционных построений (рис. 38, 39).

Рис. 38. Образцы геометрических орнаментов на квадратах и полосках

Образцы геометрических орнаментов на квадратах и полосках

Рис. 39. Варианты украшения рукавиц геометрическими орнаментами

Варианты украшения рукавиц геометрическими орнаментами

Путем вырезания округлых геометрических фигур дети изображают реальную форму овощей и фруктов — сначала близкую к эталонной (апельсин, арбуз, дыня, слива, ягоды черники, смородины, винограда), а затем с характерными очертаниями (яблоко, груша, огурец, морковь, свекла) — рис. 40, 41. Из этих экземпляров можно создавать композиции натюрморта, сопоставляя предметы по форме, величине, окраске, располагая яблоки, груши, виноград, апельсины в корзинах, на тарелке и т. д.

Рис. 40. Фрукты и ягоды

Фрукты и ягоды

Рис. 41. Огрец и морковь. Фрукты в вазе

Огрец и морковь. Фрукты в вазе

При подготовке к таким занятиям воспитатель вместе с детьми отбирает цвет и форму бумаги для заготовок и фона, чтобы научить каждого ребенка правильно и красиво сочетать основу с силуэтами предметов и их отдельных элементов (листья, ботва, черенки). Например, на зеленой яркой бумаге красиво выделяется оранжевый апельсин, янтарная гроздь винограда, оттененная темно-зелеными листьями. На желтой основе хорошо смотрятся фиолетовые сливы с красной россыпью смородины и крупным арбузом.

Заключительное занятие по изображению группы предметов, характерных для осени, можно провести в форме коллективной аппликации на тему: «Осенний натюрморт» или «Урожай» (вариант более узкой трактовки темы: «Грузовики везут богатый урожай овощей и фруктов»).

Проведению этого занятия должна предшествовать большая воспитательная работа с детьми. Сюда включается рассматривание картин, иллюстраций, чтение рассказов, стихотворений, просмотр телепередач, экскурсии в овощной магазин или на овощную базу. На этой основе проводится беседа об осени, уборке урожая в колхозах, совхозах, на участках, о героическом труде колхозников по выращиванию овощей и фруктов в поле, садах, на огороде.

В процессе выполнения аппликации воспитатель объединяет детей общей целью, организует их совместную деятельность, помогает распределять задания, направляет активность каждого участника, способствует его сотрудничеству с другими детьми, формирует чувство удовлетворения от коллективных усилий в достижении положительного результата. Результаты оказываются положительными тогда, когда воспитатель учит детей сообща планировать предстоящую работу, после распределения задания согласовывать свои действия с действиями партнеров, в ходе занятия оказывать помощь товарищам, чувствовать ответственность за выполнение своего участка работы как составной части коллективной деятельности.

Чтобы научиться вырезать и составлять более сложные предметы (силуэты домов, транспорта, изображения птиц, зверей, человека), дети старшей группы должны уметь четко выделять части предмета, определять их форму, устанавливать отношения по величине, пространственному расположению на плоскости листа бумаги, окраске. Это уточняется в ходе обследования предметов и акцентируется при объяснении задания воспитателем. Большая роль принадлежит подбору заготовок бумаги для вырезания, которые помогают детям правильно передавать форму частей и их пропорциональные взаимоотношения. Например, для грузовика надо подготовить три полосы размером 4×10 см, 4×12 см, 4×8 см (их цвет должен соответствовать цвету машин — красные, зеленые, синие, желтые, а для колес — черная полоска).

Первая полоса (4х10 см) используется в готовом виде для кузова грузовика, вторую разрезают поперек так, чтобы одна часть получилась короче другой примерно на одну треть. Из них затем вырезают форму кабины и мотора, закруглив у каждой заготовки верхний левый угол. Третью полоску (8×4 см) складывают пополам и сразу вырезают два колеса. Ил обрезков бумаги вырезают окно, фары и т. д.

Эти умения дети закрепляют и учатся гибко применять при изображении разных видов грузовых машин, автобуса, легковой машины и т. д., видоизменяя строение корпуса, вырезая и наклеивая окна, кабину шофера и другие детали. Каждый ребенок должен уметь свободно сочетать цвета бумаги (красный с желтым, синим; оранжевый с белым и коричневым; голубой с синим и белым); изменять размер и пропорции частей предмета. По типу автобуса можно создать троллейбус и вагон трамвая для выполнения коллективной аппликации: «Улица нашего города». Но для этого надо еще научиться вырезать части и составлять из них дома разного типа (сельского, городского — традиционной и современной архитектуры). Выполняют их по принципу плоскостного конструирования.

Дом сельского типа вырезают с прямоугольным основанием, рядом окон и трапециевидной крышей. Дополнительно можно наклеить веранду, красивые резные ворота, наличники для окон из бумаги ярких расцветок. Именно здесь дети могут проявить свое творческое отношение к выполнению задания.

Разновидности домов современного и традиционного типа представлены на рис. 42. Так, первый вариант аппликации получают из отдельных сборных блоков на квадратной или прямоугольной основе с наклеенными окнами, балконами, подъездами, витринами. Эти блоки затем собирают на общем прямоугольнике в определенном порядке по этажам вертикальной протяженности. Творческая активность детей в ходе выполнения такой аппликации проявляется в свободном решении облика дома. Например, можно передать разное количество этажей, их расположение по горизонтали или вертикали, использовать элементы украшения, декоративного оформления (в зависимости от назначения дома). При этом следует соизмерять ширину, длину заготовок бумаги, соотношение частей по конфигурации и т. д.

Рис. 42. Дома разного типа

Дома разного типа

Дом традиционной архитектуры создают с фронтоном (треугольное поле под двускатной крышей здания), башнями, колоннами, лестницами. По такому типу дети выполняют аппликацию «Дом Советов», «Дворец культуры», «Театр», каждый раз внося какие-то дополнения, новые цветовые акценты. Здесь следует готовить бумагу примерно в таких сочетаниях: розового или голубого или светло-зеленого с белым; оранжевого или темно-красного с серым и зеленым.

Какова же последовательность вырезания и наклеивания частей такого здания? Сначала вырезают и наклеивают горизонтальное основание прямоугольника, а к нему с двух сторон приклеивают две вертикальные полоски. Между ними помещают ряд полосок — колонн. Сверху над ними наклеивают треугольную крышу с фронтоном. Из узких полос разной длины образуют лестницу.

Дети могут также выложить в аппликации упрощенное изображение Спасской башни Кремля, получаемого сочетанием прямоугольных и треугольных фигур разного размера, положения и окраски. Так, центральная часть получается из трех прямоугольников, наклеиваемых один над другим по убывающей величине. Вершина башни и ее уступы заканчиваются треугольными пиками зеленого цвета. Боковые башенки можно расположить ниже по высоте и составить только из двух частей, что уравновешивает всю композицию, акцентируя ее центр. Можно вырезать и наклеить стены с зубчиками. Они образуются из двух треугольников. Центральную башню украшают круглыми часами, узкими окнами-бойницами, а на острие шпиля помещают яркую пятиконечную звезду (рис. 42, 3).

Представленные варианты аппликаций могут найти разнообразное применение в тематических заданиях: «Дома, украшенные к празднику», «Наш микрорайон», «Праздничный салют над Кремлем». Здесь дополнительно вырезают и наклеивают флаги, стяги, воздушные шары, разноцветные огни салюта на цветном фоне, что усиливает праздничное звучание аппликаций, вызывает у детей радостные эмоции.

Приемы конструктивной аппликации применимы и при изображении часов (рис. 43), разных игрушек, силуэтов кукол, матрешек, неваляшек, птиц, зверей в яркой, обобщенной трактовке по типу народных игрушек. Так, на рис. 44 показаны варианты «Веселых неваляшек», составленных из комбинаций кругов разного размера и окраски. Выразительность этих аппликаций достигается с помощью декоративных элементов: бус, жабо, передника и т. д. Так можно ярко и образно вырезать куклу, клоуна, медвежонка, зайца. При возможности выбора из этих вариантов ребенок сам решает, что он будет вырезать и наклеивать, какие внесет изменения в детали Одежды, какие придумает элементы украшения. Например, у куклы-неваляшки вместо бус дети могут расположить пуговицы в ряд, разбросать по силуэту платья горошинки или цветы. А у зайца вместо передника может быть кармашек, воротничок, бантик. Поэтому разнообразие цветной бумаги, которая готовится заранее, должно давать детям возможность для творческого подхода к решению изобразительной задачи в отношении выбора цвета, комбинирования форм и декоративных частей для усиления образной характеристики игрушки. При этом дети упражняются в умении более точно вырезать круги, соотносить их по величине, окраске, расположению.

Рис. 43. Часы-будильники

Часы-будильники

Рис. 44. Веселые неваляшки

Веселые неваляшки

На других занятиях воспитатель учит дошкольников применять эти умения при выполнении силуэтов птиц, животных, используя разные способы. На рис. 45 показаны две разновидности изображения птиц-синичек. В первом случае синичку вырезают из прямоугольной бумаги, с одной стороны заостряя форму, а с другой — закругляя ее. Затем отдельно вырезают глаза, крылья, хвост, клюв и приклеивают их. Вторую синичку выполняют по-другому. Здесь вырезают сначала круг для головы и овал для тела птички, соединяют их, а потом вырезают и наклеивают другие части, так же как и в первом примере. Аппликации надо выполнять в виде тематических композиций, отражая сезонные признаки, как это показано на рисунке.

Рис. 45. Варианты изображения синичек

Варианты изображения синичек

По этому же принципу можно вырезать и составить аппликацию с изображением других разновидностей птиц: снегиря, цыпленка или петуха и т. д. Для этого надо лишь заменить цвет и величину заготовок, видоизменить форму, окраску хвоста, крыльев, клюва и др. Такое варьирование приемов изображения птиц широко используется в коллективных аппликациях: «Зимующие птицы» (зима), «Птицы на ветках» (весна), «Птичий двор» (лето). При подготовке к этим занятиям проводятся наблюдения за птицами в парке, лесу, на участке детского сада. Воспитатель закрепляет представления об их названии, особенностях строения, форме тела, головы, хвоста, крыльев, отличительных чертах разных видов птиц (по величине, окраске, строению тела) и т. д. У детей воспитывают любовь и заботливое отношение к птицам. С этой целью дети делают кормушки, следят за тем, чтобы там постоянно был корм. В процессе наблюдения за птицами следует обращать внимание на то, как они клюют зерна, пьют воду, как при этом изменяется положение разных частей тела. Это необходимо для того, чтобы дети могли передавать в аппликациях сюжетного характера движения, разные позы тех или иных птиц и тем самым овладевать умением создавать выразительные силуэты, располагая их на всем листе бумаги.

В зависимости от времени года надо иметь определенный набор цветной бумаги для коллективных аппликаций, состоящих из сюжетных композиций с птицами. Так, зимний сюжет лучше выполнить на голубом или розовом фоне, чтобы расположить на нем не только птиц (снегири, синицы, воробьи) с их характерной окраской, но и подчеркнуть время года: снег на ветках, на земле, на скамейке в парке (белая бумага). Это создает определенный колорит, подчеркивая наиболее яркие сочетания и в то же время несколько приглушая их. Выполняя весеннюю аппликацию, следует голубой или серый фон расцветить нежной зеленью листвы или цветов на лугу, изобразить различных птиц (голуби, зяблики, дятлы и т. д.). А в теме «Птичий двор» дети должны расположить птиц на зеленом листе среди ярких цветов и травы так, чтобы выделить желтых цыплят, курочек, петуха. Каждому из них надо придать соответствующую позу (бежит, клюет, наклонился, идет), объединяя их между собой композиционно (рис. 46). Здесь, в центре помещен петух, а вокруг него наклеены куры и цыплята. В зависимости от цвета фона ребенок может изменить цветовое решение аппликации. Если он берет зеленую основу, то кур надо вырезать белыми, цыплят — желтыми, а петух должен выделиться не только величиной, как композиционный центр аппликации, но и своей яркой окраской. Например, на рис. 47 показан вариант трактовки образа нарядного петуха, выполняемого из комбинаций полукруга (тело), круга (голова), зубчатых, треугольных, стрельчатых фигур (гребешок, ноги, перья, украшения на крыльях), вырезанных из желтой, красной, синей, зеленой бумаги. Красный цвет гребешка и других элементов дети повторяют на небольших гребешках курочек и некоторых цыплят.

Рис. 46. Птичий двор

Птичий двор

Рис. 47. Нарядный петух

Нарядный петух

Цветовое многообразие создают также дополнительно наклеенные цветы, жуки, выполняемые из обрезков разноцветной бумаги и размещаемые по всему полю луга или зеленого двора. Каждой подгруппе детей дают возможность самим решать, какой вариант оформления выбрать, какие использовать приемы вырезания, как сопоставить фигурки по окраске и расположить на плоскости листа, как конкретизировать место действия. Если это луг, то следует изобразить цветы, жуков, бабочек над лугом, а если птицы гуляют на колхозном дворе, то можно на заднем плане поместить курятник, кормушки, поилки и т. д.

В процессе выполнения коллективных аппликаций воспитатель следит за тем, чтобы дети сопоставляли свои вырезки с работами товарищей по величине, окраске. Они вместе располагают фигуры на листе, обсуждают приемы их объединения, придают разную позу персонажам, дополняют композицию другими предметами, декоративными элементами, усиливая выразительность всей аппликации. Воспитатель оказывает ребятам помощь, активизирует их самостоятельность и творчество, добивается аккуратности, поддерживает и стимулирует интерес каждого ребенка к содержанию и результату коллективной деятельности.

Дети старшей группы в течение года должны освоить прием симметричного вырезания предметов, имеющих зеркальное соответствие противоположных сторон (листья, цветы чашевидной формы, бабочки, матрешки, петрушки и т. д.). Ребенок учится сгибать заготовку бумаги пополам для правильного и более быстрого получения аппликации. Сначала дети упражняются в вырезании простых предметов симметричной формы. Так они изображают осенние листья, вазы, составляют букет из осенних листьев. Постепенно происходит усложнение очертаний этих предметов, варьируется окраска, величина форм. Дети вырезают сначала листья цельнокрайние, складывая прямоугольник пополам и держа левой рукой за сгиб, от одного угла ведут закругленный разрез к противоположному (листья тополя, вишни).

Затем они могут отразить зубчатость края или закругленные выемки, передать заостренную, закругленную форму листьев. Этого можно достичь путем сопоставления в задании двух и более форм, например «Листья тополя и осины». Их различие подчеркивают и окраской (осень). Лист тополя вырезают оваловидной формы с заостренными концами из желтой бумаги, а осиновый лист получают закругленным, красного цвета с неглубокими скругленными выемками по краям. Из этих вырезок дети составляют несложную композицию, копируя ее с натуры, на белом или голубом фоне, добавляя коричневые черенки или веточки, чтобы красиво сочетались цвета аппликации и окраска основы.

Занятию предшествуют наблюдения за осенним листопадом, окраской осенней листвы, разнообразием форм и сочетаний. Дети собирают листья, составляют букеты, плетут венки, украшают ими групповую комнату, участок детского сада, подчеркивая сезонность явлений в окружающей природе.

Весной и летом дошкольники вырезают и составляют аппликации из цветов, отличающихся разнообразием форм, расцветки, очертаний. Наиболее простые из них — это тюльпаны, колокольчики, ландыши, подснежники, крокусы, которые имеют форму перевернутой чаши или бокала с разными очертаниями. Эти особенности закрепляются в ходе обследования. Внимание детей обращается на общность очертаний некоторых разновидностей. Например, форма тюльпанов, колокольчиков, ландышей очень похожа. При сходстве формы они отличаются по цвету, величине цветков, расположению на стебле. Поэтому, вырезая силуэты путем сгибания заготовки пополам, следует варьировать окраску и размеры бумаги. На это педагог указывает уже в подготовительной части занятия при сравнении растений друг с другом:

— Посмотрите на тюльпаны, колокольчики и ландыши и скажите, похожи ли они друг на друга. (Цветки похожи по форме. У всех у них чашечка закруглена, а зубчики красиво отходят в стороны.)

— Чем отличаются эти цветки друг от друга? (У них разная окраска: ландыши — белые, тюльпаны — красные, желтые, а колокольчики — светло-фиолетовые. Цветки отличаются и по величине: тюльпаны крупные, колокольчики — поменьше, а у ландыша цветки совсем мелкие.)

— Как можно вырезать цветки колокольчика и ландыша, если они похожи на тюльпан, который вы умеете вырезать? (Надо вырезать, как тюльпан. Взять квадрат, сложить его пополам и вырезать половину цветка, а потом развернуть заготовку. Тогда обе стороны получатся одинаковыми.)

— А как передать в аппликации, что это колокольчик или ландыш?(Надо взять белый квадратик для ландыша, а для колокольчика квадрат должен быть светло-фиолетовым и большим по размеру.)

Приемы вырезания цветков с одной осью симметрии (колокольчики) показаны на рис. 48. Данные формы используются при создании как предметных, так и декоративных композиций. С натуры передаются черты таких цветков, как тюльпаны, ландыши. Свободное комбинирование и сопоставление форм, окраски, величины используются в узорах. Здесь особенно четко проступает возможность гибкого творческого применения умений, освоенных на разных занятиях. Воспитатель учит детей декоративно преобразовывать реальные особенности цветков, вносить какие-то новые черты. В этом плане наглядную помощь оказывают образцы народного орнаментального искусства. Мотивы тюльпанов, колокольчиков и других цветов ярко и своеобразно трактуются в украинских, татарских, молдавских, узбекских узорах. Пример такого решения силуэта тюльпана показан на рис. 49. Он выполнен по образцу украшения молдавских ковров. Здесь цветок сделан из разноцветных горизонтальных полос с острыми зубцами на стебле, по сторонам которого расположены бутоны. Они как бы уравновешивают композицию на подставке. Для выполнения этого цветка на заготовку одного цвета сначала наклеивают горизонтальные полоски разной окраски, а потом, сложив эту заготовку на две части, вырезают половину формы в виде тюльпана. Из обрезков вырезают и наклеивают подставку и другие детали аппликации, изменяя сочетания цветов и элементы декоративного оформления представленного образца.

Рис. 48. Колокольчик и приемы его вырезания из бумаги

Колокольчик и приемы его вырезания из бумаги

Рис. 49. Яркий тюльпан

Яркий тюльпан

Приемами симметричного вырезания дети учатся изображать также елочки, матрешек, петрушек, Снегурочку, бабочек и т. д. В каждом случае воспитатель вместе с детьми подбирает заготовки определенной формы, цвета и величины, закрепляет приемы их вырезания с учетом очертаний предметов, соотношения и расположения частей. Например, бабочек дети могут украсить разноцветными наклейками (рис. 50). Затем эти умения закрепляются и творчески применяются на занятиях по сюжетно-тематической аппликации: «Зима в лесу», «Бабочки на лугу», «Витрина игрушечного магазина», «Космический корабль летит к звездам» и др. (рис. 51). Ярко можно решить в аппликации образ матрешек, используя разные декоративные элементы, варьируя величину и окраску фигур (рис. 52).

Рис. 50. Бабочки

Бабочки

Рис. 51. Космическая ракета

Космическая ракета

Рис. 52. Матрешки

Матрешки

Приемом складывания заготовки бумаги гармошкой можно получить различные композиции типа гирлянды из листьев, цветов, хороводы матрешек, кукол, петрушек, бабочек. Для таких хороводов дети получают полоску цветной бумаги (под основной цвет образа), складывают ее многократно так, чтобы получилось равномерное повторение одного и того же мотива. В сложенную часть следует вписать половину изображения с вертикальной симметрией по центру без видимого нарушения пропорций фигурок по ширине и высоте. Например, при вырезании хоровода из матрешек или петрушек ширина полосы относится к согнутой части бумаги примерно как 1:2. По мере надобности величина заготовки может варьироваться. Так можно создать очень крупные гирлянды или хороводы для использования их в оформлении зала или участка к празднику. Выразительность таких украшений усиливается при дополнительном акцентировании некоторых частей, узорном оформлении одежды, крыльев бабочки и т. д. Так, у матрешек отдельно наклеивают контуры лица, узоры на платьях или сарафанах, а у петрушек дополнительно вырезают разноцветные жабо, конусовидные шапочки, украшают их комбинезоны цветными кружками разного размера. Два варианта выполнения хороводов матрешек и петрушек представлены на рис. 53.

Рис. 53. Хоровод матрешек и петрушек

Хоровод матрешек и петрушек

Освоение разных приемов вырезания позволяет детям творчески использовать их в процессе выполнения предметных, сюжетно-тематических и декоративных аппликаций. Дошкольники должны научиться выбирать наиболее эффективные приемы, комбинировать их в своих работах, добиваясь выразительной трактовки тех или иных образов. Например, при подготовке подарка маме к празднику 8 Марта воспитатель может сформулировать задание как «Самые красивые цветы — маме». Но каждый ребенок должен решить это задание по-своему или сделать выбор из предложенных ему вариантов.

Можно сделать красивые цветы путем сочетания кругов разного размера и цвета. Так, эффектно выглядит роза или анютины глазки (рис. 54, 55). Розу составляют из вырезанных кругов красного цвета разных оттенков. Сначала выкладывают середину цветка в виде бутона: на темно-красный круг большего размера наклеивают круг посветлее меньшего размера, немного отодвинув его к краю, а затем наклеивают еще меньший круг черного цвета, акцентируя середину. По краям этого бутона наклеивают яркие красные круги в виде лепестков. Порядок расположения также можно варьировать: сначала наклеить круги-лепестки, а потом серединку в виде бутона. Эта роза выглядит особенно красиво, когда она размещается на ветке с листьями и бутоном.

Рис. 54. Роза из кругов

Роза из кругов

Рис. 55. Анютины глазки из кругов

Анютины глазки из кругов

Анютины глазки составляют из одинаковых по размеру кругов, но различающихся и группирующихся по цвету. Здесь могут быть взяты два набора цветных заготовок (желтые и голубые; фиолетовые и желтые). Из каждого такого набора сначала вырезают и затем наклеивают попарно желтые круги, а над ними три голубых или фиолетовых круга с черными прожилками. В центре помещают зеленый круг — серединку. Затем наклеивают зеленый стебель и листья.

По своему желанию из этих цветков дети могут выложить узоры, украсив ими силуэты каких-то предметов, вырезанных из белой или цветной бумаги.

При выполнении таких заданий, как «Нарядная елка», «Зима», «Ветка вербы», «Одуванчики», «Цветущий сад» и др., дошкольники должны учиться использовать приемы обрывной аппликации, чтобы подчеркнуть пушистость падающих снежинок, мохнатость почек вербы, цветов одуванчика (рис. 56). Для этого надо иметь бумагу мягких сортов, чтобы после обрывания получились неровные, мягкие контуры краев. Здесь подходит бумага типа промокательной, неброских тонов. Летом дети выполняют аппликации из различных материалов (ткань, камешки, желуди), мозаику из цветной бумаги, крупные панно и гирлянды из цветов, бабочек и т. д. для украшения участка, веранды, навеса.

Рис. 56. Весна пришла

Весна пришла

Порядок осуществления программных задач по аппликации в старшей группе (в течение учебного года), а также взаимосвязь разных видов занятий (предметных, сюжетно-тематических, декоративных) и разных форм организации детской деятельности (коллективная аппликация, индивидуальная аппликация по замыслу, с натуры) представлен в примерном перспективном плане. Он призван помочь воспитателю правильно определить программное содержание занятий, методы и приемы работы с детьми, подготовить соответствующий материал, четко и последовательно организовать подготовку к занятиям, обеспечить формирование творческих способностей каждого ребенка.