Сенсомоторное развитие детей в детском саду: роль педагога
14.01.2016

Сенсомоторное развитие детей: значение и польза

Дошкольный период – невероятно важный период развития, в процессе которого психофизическое созревание происходить крайне быстро. Новорожденные обладают вполне сформированными органами чувств, однако малышам еще только предстоит научиться ими пользоваться. Это и есть сенсомоторное развитие детей, которых впереди уже ждет все многообразие красок, форм, температурных и иных свойств окружающих объектов. К ним относятся и игрушки, и предметы домашнего быта, со временем в их число войдут объекты живописи, скульптуры и даже музыки.

Любой ребенок даже без должного воспитания рано или поздно стихийно получит поверхностное и от того неполноценное представление об окружающем мире. Современные педагоги уверены, что полноценное воспитание со стороны взрослых необходимо для развития восприятия и моторики малыша, включая понимание пространственного расположения предметов и их физических свойств.

Умственное и физическое развитие детей

Сенсомоторное развитие детей в детском саду является основой общего умственного и физического развития ребенка. Познание окружающего мира начинается с восприятия простейших объектов и явлений в окружающем мире. Переработка комплекса образов восприятия в результате формирует основные мыслительные функции мозга:

  • • Мышление.
  • • Воображение.
  • • Запоминание.

Хорошее умственное и в дальнейшем интеллектуальное развитие просто невозможно без полноценного развития восприятия ребенка. Это определяет столь высокую важность совершенствования сенсомоторных навыков в процессе воспитания, построенного на основе существующей педагогической практике в ведущих странах мира.

Правильное воспитание в детском саду помогает успешно подготовить детей к обучению в школе, позволяет им овладеть навыками ручного труда, чтения, письма и даже заложить основы их будущего эмоционального равновесия и благополучия.

Исследования и выводы в области сенсомоторных реакций

Ученые проводили исследования сенсомоторных реакций человека в раннем возрасте:

  • • А.В. Запорожец полагал, что восприятие является познавательной деятельностью в дошкольном возрасте.
  • • Л.А. Венгер полагает, что наибольшую ценность имеет развитие восприятия детей освоением большого количества сенсорных эталонов различного структурного содержания и характера исследования.
  • • З.М. Богуславская смогла определить, что игровое манипулирование в дошкольном возрасте постепенно сменяется исследовательской деятельностью. Ребенок пробует понять связь между предметами, значение и назначение объектов и их частей, самостоятельно пытается воспользоваться или манипулировать предметами.
  • • В.С. Мухина наблюдала, что когда ребенку дают принципиально новый предмет, то малыш погружается в длительный ознакомительный процесс. Он берет предмет в руки, осматривает и ощупывает его со всех сторон, пытается сдавить его, стучит о стол, тянет в рот, чтобы попробовать на вкус. Только после полного сложно-ориентировочного исследования ребенок выделяет отдельные свойства предмета.

Как видите, сенсомоторное развитие ребенка дошкольного возраста даст максимально эффективный результат в формировании интеллектуальных и эмоциональных качеств именно при четком планировании воспитания, которое может предложить современное дошкольное учреждение, например, частный детский сад «Подсолнух».

В нашем дошкольном заведении налажена проверенная познавательная программа для детей, которая утверждена Министерством образования РФ и включает в себя все описанные приемы и техники.

Назад